От седана до фаэтона

Сколько кузовов у легковых автомобилей?
Ну, седан, хэтчбэк, еще парочка...
На самом деле в мировом автомобилестроении используется около двух десятков типов кузовов.

Внешность автомобиля определяется прежде всего его назначением, а значит, требованиями заказчика. Естественно, что эти требования были и остаются весьма разнообразными. Одни предпочитают жесткую крышу над головой, другие ни на что не променяют остроту ощущений от езды в открытом автомобиле, третьим достаточно сдвижного люка или частично складного верха.

А багажник? Первым нравится большой и изолированный, вторым — совмещенный с пассажирским салоном, в котором можно перевозить крупногабаритные грузы.

Встречаются и такие, кому багажник не нужен вообще. Сколько людей, столько и мнений. Не будем забывать, что легковой автомобиль — ИНДИВИДУАЛЬНОЕ средство транспорта. Однако многообразие вкусов плохо сочетается с идеологией массового производства. Пришлось пожертвовать эмоциями и типизировать автомобильные кузова по группам.

Форма кузова легкового автомобиля постепенно оптимизировалась и в соответствии с факторами целесообразности — эргономики, безопасности и аэродинамики. Во многом именно ими определяются невидимые глазу неискушенного потребителя рамки, в которых автомобильные дизайнеры и стилисты вынуждены искать новые решения рисунка кузова, новую пластику и формы.

Наиболее очевидным критерием классификации типов кузовов является пространственная композиция, сочетание трех объемов: пассажирского салона, двигателя и багажного отделения. Важны также факт наличия крыши и ее конструкция. До недавнего времени самым популярным был закрытый кузов, пространственная композиция которого представляла собой сочетание трех изолированных друг от друга объемов. Кузова, построенные по такой схеме, называются «трехобъемными».

«Двухобъемные» кузова возникли из желания конструкторов более рационально использовать внутреннее пространство автомобиля. Пассажирский салон и багажник, как правило, объединены здесь в одно целое. И, наконец, третий тип — «однообъемный», или, как его называли раньше, «вагонный», обязан своей популярностью возросшему динамизму деловой жизни второй половины ХХ века и стремлению современного человека к более активному отдыху, спорту и путешествиям.

Не менее важны для классификации количество мест и общее число дверей автомобиля. Крышку багажника «двухобъемных» и «однообъемных» кузовов тоже называют дверью, и не только из-за больших размеров: в ряде случаев она служит для посадки пассажиров в салон, на третий ряд сидений, боком или спиной к направлению движения.

Кузова со стационарной крышей классифицируются по следующим особенностям конструкции: наличию или отсутствию, во-первых, центральной боковой стойки (стойка «Б»), во-вторых, двери в задней панели кузова, в третьих, перегородки с окном между пассажирским салоном и местом водителя и, наконец, изолированного перегородкой стационарного грузового отсека. Для кузовов со складной крышей важен способ открывания боковых окон, а для частично открываемых крыш — какая именно часть складывается или снимается.

Несмотря на понятность принципов классификации, путаница в названиях и терминологические неточности сопровождали автомобильный дизайн на протяжении всей его истории. За первый автомобильный век некоторые типы кузовов канули в лету. Практически исчезли «брогам» и «ландо», а «фаэтон» сохранился лишь в нескольких серийных моделях, среди которых отечественный джип «УАЗ-469» и патриархальный английский «Морган». Забылись и термины. Кто сейчас знает, что такое «хардтоп»? А ведь этот закрытый двухдверный кузов без центральной боковой стойки (стойки «Б») очень популярен. Но именуется он теперь «купе» или «спорт-купе». Кстати, о термине «спорт». Хотя официального статуса он не и имеет, в последнее время это словечко все чаще прибавляется к таким солидным названиям, как «седан», «универсал» и даже «пикап». Отличаются такие кузова от обычных лишь более динамичным рисунком силуэта, агрессивной пластикой, спортивной и аэродинамической атрибутикой.

Но обратимся непосредственно к классификации. Кузова всех современных легковых автомобилей по назначению разделяются на пассажирские и грузопассажирские, а по конструкции — на закрытые, открытые и комбинированные.

Легковые автомобили без крыши, со складывающимся верхом или съемной жесткой крышей называются «открытыми». К этой группе можно отнести четыре типа кузовов.


«БАРКЕТТА» — пассажирский кузов без крыши, с одним рядом сидений и двумя боковыми дверями. В отдельных случаях боковые дверные проемы могут отсутствовать. Лобовое стекло выполняется минимальным по высоте, складным или может не устанавливаться вообще.

«РОДСТЕР» («СПАЙДЕР») — пассажирский кузов со складывающимся верхом, двумя боковыми дверями и одним или двумя рядами сидений. Второй ряд сидений отличается стесненными посадочными размерами (схема 2+1 или 2+2). В отдельных случаях эти кузова могут комплектоваться съемным жестким верхом.»

КАБРИОЛЕТ» — пассажирский кузов со складывающимся верхом и опускными боковыми стеклами. Боковых дверей две, четыре или шесть; два или три ряда сидений. Возможны модификации: «КАБРИОЛЕТ-ЛИМУЗИН» с остекленной перегородкой за первым рядом сидений и «КАБРИОЛЕТ-ХАРДТОП» — со съемным жестким верхом. Кроме того, «КАБРИОЛЕТ» может оборудоваться дугой безопасности в районе центральной боковой стойки (стойки «Б»).

«ФАЭТОН» — пассажирский кузов со складывающимся верхом. Боковые стекла съемные. Все остальные параметры — как у кузова «КАБРИОЛЕТ».

Легковые автомобили с частично складывающимся или частично съемным верхом называются «комбинированными».
К ним можно отнести четыре типа кузовов.


«БРОГАМ» — пассажирский кузов со складной или съемной частью крыши над передним рядом сидений, четырьмя боковыми дверями. Двухдверная версия «КУПЕ ДЕ ВИЛЬ» в настоящее время практически не встречается. Как правило, кузова «БРОГАМ» являются модификацией кузовов типа «ЛИМУЗИН», имеют два или три ряда сидений и остекленную перегородку за первым рядом сидений.

«ЛАНДО» — пассажирский кузов со складной или съемной частью крыши над задним рядом сидений, четырьмя боковыми дверями. Двухдверная версия «ЛАНДОЛЕТТ» тоже почти полностью осталась в прошлом. Все остальные параметры — как у кузова «БРОГАМ».

«ТАРГА» — пассажирский кузов типа «КУПЕ» со складной или съемной частью крыши над первым рядом сидений. В конструкции крыши возможны варианты. Например, так называемая «Т-образная» крыша — с центральной, продольной балкой, разделяющей съемную часть на две половины.

«ПИКАП» — грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя и пассажиров и открытой бортовой платформой для груза. Кабина может быть оборудована двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями и иметь один или два ряда сидений по схеме «2+1», «2+2» или»2+3». У грузовой платформы откидной задний борт, мягкий или жесткий верх. Возможна и установка пассажирских сидений.

Автомобили со стационарной крышей называются «закрытыми». Тут девять основных типов кузовов.


«СЕДАН» — трехобъемный пассажирский кузов с двумя или тремя рядами сидений и двумя, четырьмя или шестью боковыми дверями.

«КУПЕ» — трехобъемный или двухобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и двумя рядами сидений. Второй ряд сидений может быть со стесненными посадочными размерами (схема 2+2).

«ХАРДТОП» — трехобъемный или двухобъемный пассажирский кузов без центральной боковой стойки (стойки «Б»), с двумя или четырьмя боковыми дверями и двумя рядами сидений. Различают две модификации этого кузова: «ХАРДТОП-СЕДАН» с четырьмя дверями и «ХАРДТОП-КУПЕ» с двумя.

«ФАСТБЭК» — двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и двухрядным расположением сидений. Крыша плавно спускается назад, а в изолированном от салона багажнике — проем люка от нижней кромки заднего окна до уровня пола (как у большинства трехобъемных кузовов).

«КОМБИ» («ХЭТЧБЭК») — двухобъемный грузопассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и одной грузовой в задней части кузова (общее число дверей три или пять). Два ряда сидений. Второй ряд и расположенную за ним полку можно складывать или вообще снять, резко увеличив полезный объем грузового помещения. Крыша плавно спускается назад, в задней стенке большой багажный люк.

«УНИВЕРСАЛ» — двухобъемный грузопассажирский кузов с двумя, четырьмя или шестью боковыми дверями и одной в задней стенке кузова. Два или три ряда сидений (второй и третий складываются или легко демонтируются). Пассажиры третьего ряда сидений могут также располагаться или спиной к направлению движения, или на отдельных креслах вдоль бортов кузова.

«ЛИМУЗИН» — трехобъемный пассажирский кузов с четырьмя или шестью боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений и застекленной перегородкой, отделяющей пассажирский салон от места водителя. При трехрядной компоновке салона второй ряд сидений — либо складной, либо расположен спиной к направлению движения.

«ФУРГОН» — двухобъемный грузопассажирский кузов с одним или двумя рядами сидений. Второй ряд, как правило, отличается стесненными посадочными размерами (схема 2+1 или 2+2). Боковых дверей две или три. Одна из них предназначена для грузового помещения, которое отделяется от места водителя жесткой перегородкой. В задней стенке кузова еще одна грузовая дверь. Часть кузова, отведенного под грузовое помещение, может обладать большей высотой.

«ОДНООБЪЕМНЫЙ» («ВАГОННЫЙ») — однообъемный, грузопассажирский кузов с двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений. Задняя часть салона, как правило, выполняется аналогично кузову типа «универсал», но имеет большее число трансформаций кресел и оборудования.

По материалам whatodo.ru


 Created by Hammer 2006-2007
Hosted by uCoz