Exotic

Вездеход повышенной комфортности

Для жителей Урала, Сибири, Севера, Дальнего Востока (то есть большей части территории страны) потребность в такой машине, как вездеход, — просто жизненная необходимость. Причин тому много: хороших дорог мало, местность—пересеченная, зимой чуть ли не полгода — глубокий снег, а в межсезонье и даже летом — распутица.

Обзавестись машиной, не боящейся бездорожья, всегда хотел и я. Конечно, фирменный внедорожник, например, «Нива» на пневматиках (с ними эта машина уже вдвое дороже обычной) — мне не по карману. Однако (вероятно от максимализма моего характера) и самодельное вездеходное транспортное средство (из тех, что часто собирают энтузиасты своими руками), которое и машиной - то назвать трудно, меня тоже не устраивало: хотелось иметь нечто большее.

Идея необычной конструкции машины родилась довольно неожиданно: увидел на улице стоявший автомобиль «Жигули» с прислоненным к нему колесом от ремонтируемого рядом ГАЗ-66.

Именно подобные колеса могли обеспечить качества, за счет которых легко добиться высокой проходимости машины: малое удельное давление на грунт, надежное с ним сцепление шин, большой дорожный просвет. Ну а приемлемый комфорт давали бы кузов легкового автомобиля и его салон.

К тому же обе части замысла были вполне реализуемы, поскольку не связаны с каким - либо дефицитом. Ведь с каждым днем появляется все больше старых легковых автомобилей, от которых хозяева готовы отказаться и недорого продать. А в умелых руках машины могут обрести вторую жизнь: восстановить любой отечественный автомобиль практически из металлолома по плечу многим самодельщикам — для них это только вопрос времени и средств на запасные части.

Для меня же создание вездехода явилось еще и проверкой собственных инженерных и конструкторских навыков. После соответствующего анализа (и взвесив реальные возможности) решил, что наиболее подходящий кузов для внедорожника — от автомобиля ВАЗ-2108. В том, который достался мне, доработке подверглись его передняя часть и днище {четырехдверному кузову понадобились бы более значительные переделки). Моторный отсек пришлось удлинить. Этого требовали и колеса (значительно большего диаметра, чем штатные), выходящие за передний габарит, и двигатель, расположившийся теперь вдоль оси машины, как у «Нивы» и «классики», а не поперек, как у переднеприводной «восьмерки». Но внешнего вида автомобиля это удлинение не испортило— поперечные сварные швы оказались прикрытыми новыми крыльями и капотом. Последний взят от старого «Москвича -2141», соответственно доработанный и отрихтованный.

В днище салона в середине вырезал продольный проем, а над ним приварил кожух, сделав таким образом тоннель для агрегатов и узлов трансмиссии. Размеры его такие же, как у «Нивы», поэтому выкройку развертки кожуха делал по распластанным шумоизоляционным прокладкам этой машины. Переднюю панель кузова (между моторным отсеком и салоном) усилил дополнительными накладками и подкосами.

Надкрылки джипа по форме (попарно: передние и задние) — зеркально отображенные. Для их изготовления сначала делал картонные шаблоны, стыкующиеся с кузовом кромки которых тщательно подгонялись к его обводам, а затем по шаблонам — и сами нэдкрылки. Выполнены они из стального холоднокатаного листа толщиной 0,8 мм Гнул вручную, поэтому их поверхности довольно простые — сопряженные плоскости. Жесткость обеспечена за счет сплошной (по всей их длине) отбортовки свободного края. Другим краем (вырезанным по обводам) надкрылки приварены к соответствующим кузовным «восьмерочным» крыльям, после чего часть последних в колесных нишах была отрезана по контуру первых.

Подножки (по форме тоже зеркально отображенные) выполнены из стального листа толщиной 1,5 мм (с отбортовками для жесткости). Они приварены к нижним отбортовкам, имеющимся у стыков порогов и днища кузова. Сами подножки сделаны со ступеньками; дорожного просвета они не уменьшают, а удобства добавляют. К тому же ступеньки прикрывают базовое пространство и создают более приземистый вид вездеходу. Чтобы подножки не были скользкими, их внешние ребра оклеены резиной.

Бамперы, как передний, так и задний, сделаны на всю ширину машины. Каждый из них собран из двух аварийных (взяты в авторемонтных мастерских). Концы бамперов соединены с надкрылками.

Двигатепь — от легкового автомобиля ВАЗ-21011, дефорсирован до степени сжатия 7,6, что позволяет использовать для него низкооктановый бензин А -76 или АИ -82.

Как уже упоминалось, под капотом кузова от ВАЗ-2108 двигатель теперь, в отличие от штатного, расположен продольно. Для его установки пришлось изготовить из стального листа толщиной 2 мм специальный переходный подрамник.

Трансмиссия с ее основными агрегатами и узлами — сцепление, раздаточная коробка, карданные передачи — использованы от автомобиля «Нива» — ВАЗ-2121. Коробка передач (четырехступенчатая) — от «Жигупей» (ВАЗ-21011), с «нивскими» агрегатами она соединяется без переделок. Поскольку база машины по сравнению с «нивской» возросла, то карданный вал от раздаточной коробки к заднему дифференциалу пришлось установить более длинный — от автомобиля «Москвич-412». От дифференциала момент вращения передается на колеса двумя полуосями от автомобиля «Нива».

Передача от переднего дифференциала к колесам — открытыми валами с шарнирами равных угловых скоростей тоже от ВАЗ -2121.

Ходовая часть — передний и задний мосты, а также элементы подвески: пружины, амортизаторы, рычаги и т.д. — все от того же автомобиля ВАЗ-2121 «Нива».

Для шарнирного подсоединения заднего моста к кузову пришлось продольные тяги удлинить, сделав в некоторых из них вставки или сварив одну из двух.

Колеса (то, что автолюбители, да и многие профессионалы чаще называют дисками) взяты от старого микроавтобуса польского производства. На их обода надеты (с «вылетом» в наружную сторону )и приварены еще и самодельные обода с отбортовками из стального 2.5-мм листа. Ширина нового обода колеса — 254 им, посадочный диаметр — 457 мм. Шины на них закрепляются разъемными кольцами, как на грузовых автомобилях. Посадочные отверстия в дисках совпадают по размеру и расположению с «нивскими».

Сами шины камерные, диагональные, высокопрофильные, низкого давления (в передних — 0.8, в задних — 0,7 атм.). По размерам и рисунку протектора («елочка») шины такие же, как у грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66.

Тормоза — от «Нивы», без переделок, двухконтурные с вакуумным усилителем ; передние — дисковые, задние — барабанные.

Рулевое управление — сборное : механизм — от таксомотора ГАЗ-24 «Волга», привод — от автомобиля УАЗ-469. Такая комбинация не вызвана какой - то необходимостью, просто эти узлы были у меня в наличии.

Электрооборудование тоже сборное. Однопроводная (с «минусом» на корпусе) электропроводка — от ВАЗ-2108. Генератор и стартер — от ВАЗ-2101 Блоки фар — от ВАЗ-2106; блоки задних фонарей — от ВАЗ-2108; передние габаритные и поворотные огни — от «Москвича-412»; повторители поворотников — от ВАЗ-2105.

Собственная масса полностью заправленного и снаряженного джипа - вездехода 1330 кг Габаритные размеры указаны на рисунке общего вида. Максимальная скорость, по сравнению с базовыми автомобилями немного уменьшилась и составляет около 120 км/ч. Но поскольку машина рассчитана на эксплуатацию и вне дорог — этого даже много. А вот приемистость низковата: с водителем и пассажиром машина разгоняется до 80 км/ч за 35 секунд. Это объясняется мощностью двигателя.

Дорожный просвет (клиренс) увеличен и составляет 400 мм.

Кроме четырех пассажиров внедорожник способен везти еще 50 кг груза.

Окраска вездехода двухцветная. Кузов выкрашен в свой «первозданный» вишневый цвет, а бамперы, надкрыпки и подножки — в светло - серый.


Схема компоновки силового агрегата, трансмиссии и ходовой части (позиции 2,4,5,7,9,10,11,12,13— от автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»)

1 — двигатель (от ВАЗ-21011 «Жигули». дефорсированный); 2 — сцепление; 3 — коробка передач (от ВАЗ-21011 «Жигули»); 4 — промежуточный карданный вал; 5 — раздаточная коробка; 6 — задний карданный вал; 7 — задний мост; 8 — колесо (4 шт.); 9 — передний карданный вал; 10 — передний мост; 11 — внутренний шарнир привода переднего колеса (2 шт.); 12 — вал привода переднего колеса (2 шт.); 13 — наружный шарнир привода переднего колеса (2 шт.)

По материалам z-project.ru

 Created by Hammer 2006-2007
Hosted by uCoz