Автомобили ЛуАЗ - Украинский вездеход вернулся на российский рынок

ЛуАЗ выходит из депо

Читатели 'За рулем' уже знают о начале выпуска в Подмосковье автомобилей семейства ЛуАЗ (ЗР. 1998. № 1), Наш корреспондент побывал в поселке Поварово в цехе ЗАО "Валетта", где собирают эти оригинальные машины, и поездил на грузовичке ЛуАЗ-13021. Знаете ли вы, что на автосалоне в Турине (!) в 1978 году ЛуАЗ-969М вошел в первую десятку лучших автомобилей и одно время даже экспортировался в Италию, где на него, правда, ставили более мощный двигатель. В самом деле, за цену. не превышающую 5000 долларов, вряд ли предложат другой вездеход с независимой подвеской, постоянным приводом передних колес, с задним мостом, подключаемым на ходу даже без выжима сцепления, с мощной понижающей передачей и блокируемым дифференциалом задних колес! Несколько неказистая внешность - не помеха утилитарной машине для охотников, рыболовов, дачников и садоводов. В такую можно влезть прямо в сапогах, а потом смыть грязь из шланга.

Где собирают автомобиль? "Валетта" арендовала вагоноремонтное депо, так что вагон с комплектующими заезжает прямо в цех. Комплекты из Луцка поступают в специальных контейнерах: отдельно - кузова, силовой агрегат, подвеска и остальные узлы. Сборка стапельная, а значит, более тщательная, чем на конвейере: кроме того, в дальнейшем проще освоить другие версии под заказ. Расчетная мощность - 1500 автомобилей в год, но пока собран лишь первый десяток. Кстати, много комплектующих производится в России: электpооборудование (кроме генератора), отопление, тормоза, карбюратор, ветровое стекло. С увеличением выпуска надеются снизить розничную цену машины до 4500 долларов: сегодня она близка к 5000. Но при случае с покупкой я бы не стал мешкать. Дело в том, что пока каждый автомобиль несколько раз проходит цикл "обкатка-контроль" - так и выявляют брак и устраняют дефекты. При большем объеме выпуска столь тщательный контроль качества вряд ли возможен. В планах завода освоение специальных прицепов грузоподъемностью 600 кг. Такой автопоезд тоже будет представлять немалый интерес.

Пора, пожалуй, подойти к автомобилю и рассмотреть его повнимательнее. Двигатель - от "Таврии" (МеМЗ-245-20). установлен продольно. Зажигание бесконтактное с датчиком Холла. Поскольку машине приходится работать в тяжелых условиях, радиатор использован от ВАЗ-2108 - это позволит также избежать перегрева в городской пробке. Отопитель заимствован у ВАЗ-2101 - испытанная конструкция, в которой ненадежен разве только знаменитый краник. Под капотом видны целых три гидроцилиндра: здесь применена полностью раздельная система тормозов. Передний и задний контуры никак не сообщаются, в каждом свои главный цилиндр и бачок. Педаль тормоза воздействует на оба штока, причем на 'задний' - через пружину, несколько ослабляющую усилие. В переднем контуре установлен вакуумный усилитель от "Москвича-412", да и вообще, все узлы тормозной системы унифицированы с "москвичовскими" (правда, разных моделей).

Перейдем в салон. Новое рулевое колесо от "Таврии". Ее же сиденья. Они, бесспорно, удобнее, снабжены подголовниками и, главное, значительно выше, чем в ЛуАЗ-969. Там водитель не видел со своего места капот, что создавало трудности при маневрировании. Теперь капот виден, а над головой осталось достаточно пространства, даже для рослых людей. Появились инерционные ремни безопасности.

Неудобен, пожалуй, только доступ к задним откидным сиденьям - через проход между передними. Но вот сидеть сзади удобно. Стеклоочистители получили три режима работы и удлиненные щетки. Стоит отметить хорошую ремонтопригодность ходовой части. Все доступно, а запчасти просты в изготовлении, что позволяет оперативно наладить их производство на российских предприятиях.

Быть может, высоким водителям рулевая колонка покажется слишком длинной, а в остальном - удобно. Педали и рычаги управления трансмиссией на своем месте. При температуре -10°С мотор пустился легко, что называется, с полуоборота Недолгий прогрев - и в путь по заснеженной колее Первое, что отмечаешь, - в салоне намного тише, чем в ЛуАЗе с двигателем воздушного охлаждения. Конечно, не как в "Жигулях", но разговаривать можно, не повышая голоса. Способствуют снижению шума и радиальные шины 6.45x13, которыми сейчас комплектуют машины в "Валетте". Стандартные луазовские размером 5.90x13 будут, конечно, более шумными, но нужны они, пожалуй, только охотникам и рыболовам. Резко возросла приемистость: все-таки плюс 13 сил! Грузовичок имеет увеличенную базу, поэтому субъективно идет более плавно, чем "969-й", хотя, конечно, это все же грузовичок. Передачи включаются легко, но надо привыкнуть к "перевернутой" схеме переключения и довольно большим ходам длинного рычага. Цели испытать внедорожные качества мы не ставили, но при развороте загнали машину в свежий снег по самые оси. Любая легковушка скисла бы. но здесь - включаем блокировку дифференциала, о чем сигнализирует лампочка на панели, и спокойно выбираемся задним ходом, вздымая фонтаны снежной пыли всеми колесами

Есть ли у луцкого автомобиля перспективы на российском рынке? Пожалуй, да. Ближайший конкурент ЛуАЗа -УАЗ-3151. который всего на тысячу долларов дороже. Но далеко не всем нужно возить сразу семь пассажиров, а компактный четырехместный ЛуАЗ между тем вдвое легче: если завязнет, в крайнем случае можно вытащить и на руках Расход топлива у него почти вдвое меньше, а удельная мощность повыше. Подвеска - независимая, радиус поворота меньше, как. впрочем, и удельное давление на грунт.

По материалам журнала За рулем

 Created by Hammer 2006-2007
Hosted by uCoz