Хот-род: как много в этом звуке…
Что такое хот-род? Большинство сразу представят себе нечто на огромных колесах с мощным двигателем и обилием хрома. Такому представлению немало поспособствовали отдельные статьи в русскоязычной прессе, западные журналы и фильмы.
На самом деле, явление это настолько многолико, что вряд ли подходит под какие-либо рамки, хотя и имеет свои правила и каноны.
Зародился хот-роддинг еще в 30-х годах. В Америке, естественно. Благодаря Генри Форду, автомобиль к тому моменту уже превратился из предмета роскоши во вполне обычное средство передвижения, доступное людям со средними доходами. Но даже этим "средним" хотелось скорости - а настоящие быстрые машины стоили непомерно дорого. Значит нужно выжимать все возможное из того, что есть! Так и поступали. Покупался, к примеру, дешевый "Форд" или "Шевроле", зачастую неисправный, ремонтировался и… лишался всех деталей, которые могли хоть минимально угнетать скорость. "Под нож" шли подножки, бамперы, фары, крылья и даже стекла. Двигатель подвергали форсировке. Полученный автомобиль испытывали на ближайшей дороге. Ясное дело - это было совсем небезопасно и сильно нервировало полицию и окружающих, а поэтому скоростные заезды живо переместили на высохшие соляные озера, где, кстати, и проводят до сих пор.
Наибольшую популярность приобрели гонки на максимальное ускорение на ограниченной дистанции - два автомобиля мчатся бок о бок, и соперники имеют возможность видеть друг друга. Сейчас время прохождения мерного участка в ? мили является основным критерием динамичности таких автомобилей (в отличие от Европы, где принято оперировать разгоном до 100 км/ч).
В конце сороковых лихорадка хот-роддерства захватила почти все Соединенные Штаты. По всей стране организовывались клубы. Клубы объединялись в ассоциации, а ассоциации заведовали проведением гонок, разработкой правил и т.д.
Тогда же появилась еще одна ветвь хот-роддинга - постройка "кастом-каров" (custom-car), которые выделялись необычным внешним видом. Считается, что первый "кастом" вышел из-под пера Джорджа Барриса и его брата Сэма. Выдающиеся механики и жестянщики, они творили из металла настоящие чудеса, превращая стандартные автомобили в произведение искусства.
Позже их технику переняли другие, сделав некоторые переделки каноническими. Сюда входят "nosing/decking" - удаление декоративных молдингов, эмблем и хрома, "chopping" - понижение крыши за счет обрезания стоек, "frenching" - "утапливание" передних фар и задних фонарей, "sectioning" - вырезание целой горизонтальной (!) части корпуса, "channeling" - опускание кузова вниз относительно рамы. Еще закругляли углы капота или дверей, ставили фонари, бамперы, решетки радиатора от других машин.
Объем жестяных работ был колоссальным! Представьте себе, что произойдет при опускании крыши на несколько дюймов: стойки не состыкуются, рамки дверей нужно переделать, старые стекла уже не подойдут…
Еще один "подвид" семейства - "street rod" - машина для уличных гонок. Она отличается супермощным двигателем и огромными задними "катками", для установки которых зауживают задний мост и прорезают арки.
Вообще говоря, под постройку хот-рода может подойти любой автомобиль, будь-то пикап или фургон, но особой популярностью пользуются двухдверные машины: "заряженный" семейный седан - большая редкость. Какого года автомобиль - практически неважно. В ходу всё, от 20-х до 90-х. Но чем новее донор, тем меньше он попадает под обозначение "хот-род" - классическим образцом считается машина на основе Форда V8 1929-32 годов выпуска.
Кстати, о марках и моделях. Поскольку в Америке принята ежегодная смена выпускающихся автомобилей, модель, из которой изготовлен хот-род, обычно не называют - достаточно объявить: Форд 1936 года, Шевроле 1957-го и т.п. Это весьма гуманно…
Отдельно скажем о двигателях. В Америке процветает культ V8. Редкие "оригиналы" используют рядные шестерки. Тут вспоминается известный роддер Микки Томпсон. Чтобы попасть в определенный лимит по рабочему объему (для очередного заезда на скорость), он попросту отпилил лишние цилиндры от "понтиаковской" восьмерки. Можно себе представить, как вибрировал этот двухцилиндровый монстрик, но рекорд был побит.
Форсируют двигатели по-разному. Чаще - за счет увеличения рабочего объема (и так не маленького), установки приводного нагнетателя (никаких турбо!) или системы подачи закиси азота. Естественно, поршни и шатуны меняют на кованые, клапана увеличивают, а кулачки распредвала расширяют "по фазе". Выпускные трубы имеют увеличенное проходное сечение (диаметр до 3-4 дюймов), а глушитель - пониженное сопротивление газам. Чтобы ездить по улицам "без шума и пыли", используют систему из глушителей и так называемых "lake pipes" - прямых труб с заглушками, которые снимают во время заездов.
Системы впрыска топлива встречаются гораздо реже, чем старые добрые карбюраторы, которых может быть до восьми штук! В результате мощность старомодного нижневального мотора может подняться до 600-700 л.с. (а то и больше) с 6-8 литров объема.
Масса хрома и спрятанная проводка создают ощущение, что под капотом "живет" только его величество двигатель. Механические коробки передач - большая редкость. Если даже вы увидите между сидений длинную "перетыкалку", то знайте - это имитация…
Ходовая часть состоит, как правило, из деталей более современных машин - особым спросом пользуется передняя подвеска на двойных рычагах от Мустанга II. Конечно, большой дорожный просвет совершенно не подходит, и машину понижают, укорачивая пружины и заменяя стандартные поворотные кулаки.
Вообще говоря, хот-род часто замешивают из двух машин: ретро-кузов скрывает под собой современные узлы и агрегаты от более новой машины. Вся конструкция покоится на хромированных (стальных или литых) колесах с невообразимой ширины резиной.
Массовое увлечение хот-роддингом вызвало к жизни целый сонм больших и маленьких компаний, выпускающих всевозможные детали и аксессуары для "зарядки". Сейчас это целая индустрия, оказывающая заметное влияние на крупные автомобильные компании. Купить можно все, вплоть до современных магнитол, имитирующих родные приборы раритетов, и пластиковых копий кузовов популярных моделей. Любой может приобрести всё это и заказать сборку в одной из многочисленных мастерских. В этом и проблема: труднее стало оригинальничать… Можно, конечно, сотворить чудо своими руками, но тогда на постройку может уйти от 2 до 5 лет…
Выходные параметры машины напрямую зависят от кошелька. Характерна фраза: "Скорость стоит денег. Насколько быстро вы хотите поехать?" В среднем, ход-род тянет на 10-20 тысяч, хотя есть люди, тратящие 10 000$ на одну только краску: покрывают кузов слой за слоем со шлифовкой каждого! Зато уж проехаться в солнечный денек на таком авто - удовольствие немалое. Плюс осознание, что такого-то больше никто не сделает! Нда… Собственно, в этом и есть главная идея хот-роддинга.
На самом деле, явление это настолько многолико, что вряд ли подходит под какие-либо рамки, хотя и имеет свои правила и каноны.
Зародился хот-роддинг еще в 30-х годах. В Америке, естественно. Благодаря Генри Форду, автомобиль к тому моменту уже превратился из предмета роскоши во вполне обычное средство передвижения, доступное людям со средними доходами. Но даже этим "средним" хотелось скорости - а настоящие быстрые машины стоили непомерно дорого. Значит нужно выжимать все возможное из того, что есть! Так и поступали. Покупался, к примеру, дешевый "Форд" или "Шевроле", зачастую неисправный, ремонтировался и… лишался всех деталей, которые могли хоть минимально угнетать скорость. "Под нож" шли подножки, бамперы, фары, крылья и даже стекла. Двигатель подвергали форсировке. Полученный автомобиль испытывали на ближайшей дороге. Ясное дело - это было совсем небезопасно и сильно нервировало полицию и окружающих, а поэтому скоростные заезды живо переместили на высохшие соляные озера, где, кстати, и проводят до сих пор.
Наибольшую популярность приобрели гонки на максимальное ускорение на ограниченной дистанции - два автомобиля мчатся бок о бок, и соперники имеют возможность видеть друг друга. Сейчас время прохождения мерного участка в ? мили является основным критерием динамичности таких автомобилей (в отличие от Европы, где принято оперировать разгоном до 100 км/ч).
В конце сороковых лихорадка хот-роддерства захватила почти все Соединенные Штаты. По всей стране организовывались клубы. Клубы объединялись в ассоциации, а ассоциации заведовали проведением гонок, разработкой правил и т.д.
Тогда же появилась еще одна ветвь хот-роддинга - постройка "кастом-каров" (custom-car), которые выделялись необычным внешним видом. Считается, что первый "кастом" вышел из-под пера Джорджа Барриса и его брата Сэма. Выдающиеся механики и жестянщики, они творили из металла настоящие чудеса, превращая стандартные автомобили в произведение искусства.
Позже их технику переняли другие, сделав некоторые переделки каноническими. Сюда входят "nosing/decking" - удаление декоративных молдингов, эмблем и хрома, "chopping" - понижение крыши за счет обрезания стоек, "frenching" - "утапливание" передних фар и задних фонарей, "sectioning" - вырезание целой горизонтальной (!) части корпуса, "channeling" - опускание кузова вниз относительно рамы. Еще закругляли углы капота или дверей, ставили фонари, бамперы, решетки радиатора от других машин.
Объем жестяных работ был колоссальным! Представьте себе, что произойдет при опускании крыши на несколько дюймов: стойки не состыкуются, рамки дверей нужно переделать, старые стекла уже не подойдут…
Еще один "подвид" семейства - "street rod" - машина для уличных гонок. Она отличается супермощным двигателем и огромными задними "катками", для установки которых зауживают задний мост и прорезают арки.
Вообще говоря, под постройку хот-рода может подойти любой автомобиль, будь-то пикап или фургон, но особой популярностью пользуются двухдверные машины: "заряженный" семейный седан - большая редкость. Какого года автомобиль - практически неважно. В ходу всё, от 20-х до 90-х. Но чем новее донор, тем меньше он попадает под обозначение "хот-род" - классическим образцом считается машина на основе Форда V8 1929-32 годов выпуска.
Кстати, о марках и моделях. Поскольку в Америке принята ежегодная смена выпускающихся автомобилей, модель, из которой изготовлен хот-род, обычно не называют - достаточно объявить: Форд 1936 года, Шевроле 1957-го и т.п. Это весьма гуманно…
Отдельно скажем о двигателях. В Америке процветает культ V8. Редкие "оригиналы" используют рядные шестерки. Тут вспоминается известный роддер Микки Томпсон. Чтобы попасть в определенный лимит по рабочему объему (для очередного заезда на скорость), он попросту отпилил лишние цилиндры от "понтиаковской" восьмерки. Можно себе представить, как вибрировал этот двухцилиндровый монстрик, но рекорд был побит.
Форсируют двигатели по-разному. Чаще - за счет увеличения рабочего объема (и так не маленького), установки приводного нагнетателя (никаких турбо!) или системы подачи закиси азота. Естественно, поршни и шатуны меняют на кованые, клапана увеличивают, а кулачки распредвала расширяют "по фазе". Выпускные трубы имеют увеличенное проходное сечение (диаметр до 3-4 дюймов), а глушитель - пониженное сопротивление газам. Чтобы ездить по улицам "без шума и пыли", используют систему из глушителей и так называемых "lake pipes" - прямых труб с заглушками, которые снимают во время заездов.
Системы впрыска топлива встречаются гораздо реже, чем старые добрые карбюраторы, которых может быть до восьми штук! В результате мощность старомодного нижневального мотора может подняться до 600-700 л.с. (а то и больше) с 6-8 литров объема.
Масса хрома и спрятанная проводка создают ощущение, что под капотом "живет" только его величество двигатель. Механические коробки передач - большая редкость. Если даже вы увидите между сидений длинную "перетыкалку", то знайте - это имитация…
Ходовая часть состоит, как правило, из деталей более современных машин - особым спросом пользуется передняя подвеска на двойных рычагах от Мустанга II. Конечно, большой дорожный просвет совершенно не подходит, и машину понижают, укорачивая пружины и заменяя стандартные поворотные кулаки.
Вообще говоря, хот-род часто замешивают из двух машин: ретро-кузов скрывает под собой современные узлы и агрегаты от более новой машины. Вся конструкция покоится на хромированных (стальных или литых) колесах с невообразимой ширины резиной.
Массовое увлечение хот-роддингом вызвало к жизни целый сонм больших и маленьких компаний, выпускающих всевозможные детали и аксессуары для "зарядки". Сейчас это целая индустрия, оказывающая заметное влияние на крупные автомобильные компании. Купить можно все, вплоть до современных магнитол, имитирующих родные приборы раритетов, и пластиковых копий кузовов популярных моделей. Любой может приобрести всё это и заказать сборку в одной из многочисленных мастерских. В этом и проблема: труднее стало оригинальничать… Можно, конечно, сотворить чудо своими руками, но тогда на постройку может уйти от 2 до 5 лет…
Выходные параметры машины напрямую зависят от кошелька. Характерна фраза: "Скорость стоит денег. Насколько быстро вы хотите поехать?" В среднем, ход-род тянет на 10-20 тысяч, хотя есть люди, тратящие 10 000$ на одну только краску: покрывают кузов слой за слоем со шлифовкой каждого! Зато уж проехаться в солнечный денек на таком авто - удовольствие немалое. Плюс осознание, что такого-то больше никто не сделает! Нда… Собственно, в этом и есть главная идея хот-роддинга.