Сколько кузовов у легковых автомобилей?
Ну,
седан, хэтчбэк, еще парочка...
На самом деле в мировом
автомобилестроении используется около двух десятков типов
кузовов.
Внешность автомобиля определяется прежде всего его назначением, а значит, требованиями заказчика. Естественно, что эти требования были и остаются весьма разнообразными. Одни предпочитают жесткую крышу над головой, другие ни на что не променяют остроту ощущений от езды в открытом автомобиле, третьим достаточно сдвижного люка или частично складного верха.
А багажник? Первым нравится большой и изолированный, вторым — совмещенный с пассажирским салоном, в котором можно перевозить крупногабаритные грузы.
Встречаются и такие, кому багажник не нужен вообще. Сколько людей, столько и мнений. Не будем забывать, что легковой автомобиль — ИНДИВИДУАЛЬНОЕ средство транспорта. Однако многообразие вкусов плохо сочетается с идеологией массового производства. Пришлось пожертвовать эмоциями и типизировать автомобильные кузова по группам.
Форма кузова легкового автомобиля постепенно оптимизировалась и в соответствии с факторами целесообразности — эргономики, безопасности и аэродинамики. Во многом именно ими определяются невидимые глазу неискушенного потребителя рамки, в которых автомобильные дизайнеры и стилисты вынуждены искать новые решения рисунка кузова, новую пластику и формы.
Наиболее очевидным критерием классификации типов кузовов является пространственная композиция, сочетание трех объемов: пассажирского салона, двигателя и багажного отделения. Важны также факт наличия крыши и ее конструкция. До недавнего времени самым популярным был закрытый кузов, пространственная композиция которого представляла собой сочетание трех изолированных друг от друга объемов. Кузова, построенные по такой схеме, называются «трехобъемными».
«Двухобъемные» кузова возникли из желания конструкторов более рационально использовать внутреннее пространство автомобиля. Пассажирский салон и багажник, как правило, объединены здесь в одно целое. И, наконец, третий тип — «однообъемный», или, как его называли раньше, «вагонный», обязан своей популярностью возросшему динамизму деловой жизни второй половины ХХ века и стремлению современного человека к более активному отдыху, спорту и путешествиям.
Не менее важны для классификации количество мест и общее число дверей автомобиля. Крышку багажника «двухобъемных» и «однообъемных» кузовов тоже называют дверью, и не только из-за больших размеров: в ряде случаев она служит для посадки пассажиров в салон, на третий ряд сидений, боком или спиной к направлению движения.
Кузова со стационарной крышей классифицируются по следующим особенностям конструкции: наличию или отсутствию, во-первых, центральной боковой стойки (стойка «Б»), во-вторых, двери в задней панели кузова, в третьих, перегородки с окном между пассажирским салоном и местом водителя и, наконец, изолированного перегородкой стационарного грузового отсека. Для кузовов со складной крышей важен способ открывания боковых окон, а для частично открываемых крыш — какая именно часть складывается или снимается.
Несмотря на понятность принципов классификации, путаница в названиях и терминологические неточности сопровождали автомобильный дизайн на протяжении всей его истории. За первый автомобильный век некоторые типы кузовов канули в лету. Практически исчезли «брогам» и «ландо», а «фаэтон» сохранился лишь в нескольких серийных моделях, среди которых отечественный джип «УАЗ-469» и патриархальный английский «Морган». Забылись и термины. Кто сейчас знает, что такое «хардтоп»? А ведь этот закрытый двухдверный кузов без центральной боковой стойки (стойки «Б») очень популярен. Но именуется он теперь «купе» или «спорт-купе». Кстати, о термине «спорт». Хотя официального статуса он не и имеет, в последнее время это словечко все чаще прибавляется к таким солидным названиям, как «седан», «универсал» и даже «пикап». Отличаются такие кузова от обычных лишь более динамичным рисунком силуэта, агрессивной пластикой, спортивной и аэродинамической атрибутикой.
Но обратимся непосредственно к классификации. Кузова всех современных легковых автомобилей по назначению разделяются на пассажирские и грузопассажирские, а по конструкции — на закрытые, открытые и комбинированные.
Легковые автомобили без крыши, со складывающимся
верхом или съемной жесткой крышей называются «открытыми». К этой группе
можно отнести четыре типа кузовов.
Легковые автомобили с частично складывающимся или
частично съемным верхом называются «комбинированными».
К ним можно
отнести четыре типа кузовов.
Автомобили со стационарной крышей называются «закрытыми». Тут
девять основных типов кузовов.