Кит-кары по-русски, или машина - собственными руками
Вокруг нас ездят тысячи одинаковых машин. И крайне редко можно встретить то, на что действительно приятно посмотреть. Ну есть в Москве пара Ламборгини и тройка Феррари. А у всего остального напрочь отсутствует индивидуальность. Нет, я не призываю вешать антикрылья или даже полный модный обвес и литье на твой агрегат. Все это, будучи по-ламерски использовано, не только не улучшает ходовые характеристики, но и, честно говора не помогает внешнему виду авто. А ведь в современном мире человека встречают не по одежке, а по автомобилю, на котором он приехал. А предлагаю я совсем иной, очень эффектный, но и очень трудный способ самовыражения. Я предлагаю тебе полностью построить машину самому. Именно такую, о какой ты мечтаешь с детства. И не думай, что сделать хорошую тачку самому невозможно. Это реально, и в России живут люди, которые знают, как!
ИЗ ИСТОРИИ
Однажды в глухом московском дворе я увидел белое спортивное купе, на котором не было ни одной эмблемы, ни одной надписи. Внешне это был достаточно красивый, но и очень странный автомобиль. Нечто среднее между Lancia Stratos и Pontiac Firebird. Первый раз я впал в шоковое состояние, когда увидел, что задние фонари на нем от ВАЗ 2106, на которых написано - "Сделано в СССР". Еще хуже мне стало из-за того, что вся подвеска была по виду явно от ГАЗ 24. Позднее, через знакомых пробив номер машины в ГАИ, в графе "марка" я видел надпись - "самодел". Так и началось мое знакомство с самодельными автомобилями.
КИТ-КАРЫ
У буржуев самодельные автомобили - это хобби. Вообще же там более распространена следующая практика: берется шасси с агрегатами от стандартной серийной машины, и на эту основу крепятся пластиковые кузовные панели, имитирующие другую машину. Получается Порше-911 на базе какого-нибудь Фольксваген-Жук. Внутри все по-старому, а снаружи машину не узнать. Комплект для такой перестройки машины называется кит-кар и продается специальными фирмами. В набор входят панели, оптика, возможно - что-то еще. Главная фишка - собирать это нужно самостоятельно, в этом весь кайф.
СОВЕТСКИЕ САМОДЕЛКИ
Не удивлю тебя если скажу, что у нас кит-каров никогда не было. У нас было круче! Еще во времена СССР достаточно много людей пыталось построить себе машину. Причем совсем не от нехватки денег, а от того, что их уже тогда не устраивала продукция родных заводов. И удивительно, но государство всячески поощряло такое творчество! То есть, с одной стороны, самодельщики шли против системы, пытались выделиться, не хотели быть похожими на окружающих владельцев Жигулей и Москвичей, а с другой - их показывали по государственному телеканалу, про них писали книги и вообще всячески делали вид, что приветствуют это. Сами власти называли это "содействием народному техническому творчеству". Хотя, на самом деле, главным для людей было то, что им не мешали. В итоге все это привело к достаточно большому количеству самодельных конструкций. Конечно, по-настоящему красивых и технически современных машин было не так много, но... они были. Причем некоторые из них, 70-х - 80-х годов производства, по своим параметрам не уступают даже современному отечественному автопрому.
ОТ ВИНТА
Предположим, ты уже решил, что тебе просто необходим автомобиль, сделанный собственными руками. И даже, думаю, примерно представляешь, каким он может быть. Так вот: сейчас начинается самая дешевая, но и самая важная часть процесса. Во-первых, нужно определиться с компоновкой автомобиля. То есть определить все его основные параметры. Будет он выглядеть как спортивный или как огромный лимо? А может, он должен обладать высокой проходимостью? Возможно, ты мечтал о шестиколесном вездеходе или твой эгоизм говорит, что тебе нужен маленький одноместный автомобильчик? Или же тебе хочется микроавтобус, чтоб туда можно было напихать как можно больше девчонок? Короче, давай для примера возьмем вариант, который хотел бы построить я: заднеприводное двухместное двухдверное купе спортивного типа с несущей пространственной рамой и стеклопластиковым кузовом. Для тех, кто в танке, объясню по порядку.
То, что существуют заднеприводные, переднеприводные и полноприводные тачки, ты догадываешься. Скажу только, что привод на задние колеса дает машине больше спортивного духа. Переднеприводной машиной легче управлять. А вот полноприводные конструкции, по ходу, самому строить не стоит - слишком трудно. Ecли двигатель расположен не спереди, а между сиденьями и задней осью, как, к примеру, у большинства машин Феррари, то такой вариант называется центральномоторным. Это дает наилучшую развесовку по осям, что есть гуд - у тебя перед машины будет весить примерно столько же, сколько и зад. А если движок за задней осью, как у Порше, то это называется заднемоторной компоновкой. Ну, что такое переднемоторная - и так понятно. Кстати, двигло может стоять как продольно, так и поперечно - как решишь. Только думай, что тебе бы иногда лазать туда и ориентируйся так, чтобы оставить максимум места для удобства ремонта. Сколько сидений и дверей бывает в тачках, думаю, сам знаешь. Кстати, у многих самоделок всего одна дверь. Это часть крыши, поднимающаяся вместе с лобовым и боковыми стеклами. Выглядит ОФИГЕННО!
Несущей пространственной рамой называется металлическая конструкция к которой крепятся подвеска, двигатель и панели кузова. Можно, конечно, попытаться сделать пепелац с несущим кузовом, но это, по-моему, не только гораздо сложнее, но и менее надежно. А вот заводские производители выбирают несущий кузов, так как они могут себе позволить расчеты очень сложной его геометрии, различные тесты концептов... да и штамповать на конвейере его дешевле.
Стеклопластиковые кузовные панели делать в гаражных условиях не так уж трудно, а вот сложной формы металлический кузов - очень, очень сложно. Да и жесткость стеклопластиковых деталей можно сделать любую. Чем больше слоев стеклоткани, тем более упругой, но и более тяжелой становится деталь.
ЧЕТЫРЕ ЧЕРНЕНЬКИХ ЧУМАЗЕНЬКИХ ЧЕРТЕНКА
Как только ты определился с компоновкой будущего самодела, придется пробовать профессии художника, дизайнера и конструктора. То есть: браться за само изготовление без точных рисунков и чертежей нельзя. Точнее - можно, если все чертежи и расчеты ты способен держать в голове с точностью до долей миллиметра. В советские времена даже делали чертежи в масштабе 1:1 на соседском заборе. Кстати, сегодняшние условия упрощают этот процесс. Используя компьютер, можно не только сделать качественные чертежи, но и получить трехмерную модель. Лучше всего, конечно, сделать все в Автокаде, но я из-за незнания оного ваяю в ЗД-максе.
ПЛАМЕННЫЙ МОТОР
Примерно на стадии чертежей тебе придется окончательно определиться с двигателем и подвеской. Тут все в основном будет зависеть от размера твоего кошелька. Конечно, можно поставить движок от старого дедушкиного мотоцикла, и если машина будет весить меньше трехсот килограммов, то она даже нормально поедет. Но коли тебе надо получить хорошую динамику - на двигателе лучше не экономить. Если ты ограничен в средствах, то лучше выбирать среди отечественных произведений. Для компактной машины подойдет восьмерочный мотор, а для авто побольше можно взять волговский. Причем, есть же современные волговские движки с двумя сотнями лошадей. А вот если с деньгами совсем хорошо, то лучше вырвать мотор из какой-нибудь разбитой БМВ или АУДИ начала девяностых.
С подвеской все так же - нужен донор. Причем у донора подвеска должна крепиться на подрамник. В этом случае тебе не придется выставлять углы кастора, схода и развала. А правильно их выставить ты навряд ли сможешь. Подходящие подвески на нашей Ниве спереди или, к примеру, на стареньких БМВ сзади.
СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА
В машине кроме мотора, коробки и подвески еще много чего, помнишь? Вот, к примеру, система охлаждения. Заранее запланируй, где и какой у тебя будет стоять радиатор. Ведь если у тебя, к примеру, заднемоторный автомобиль, то чтобы поставить радиатор на привычное место - в нос машины - придется тянуть трубки для антифриза через весь автомобиль!
Теперь про электрику. Это - вообще песня. Я бы на твоем месте, во-первых, упростил все до предела, а во-вторых, по возможности использовал готовые участки проводки от любой машины - с разъемами и прочей байдой, чтобы велосипед не изобретать. И, конечно, электросхему тоже стоит сделать заранее и тоже - на компьютере.
ЖЕЛЕЗНЫЙ СКЕЛЕТ
Будем считать, что прошел месяц, и у тебя есть чертеж рамы, компоновочный чертеж, рисунки всех проекций кузова и никуда не делось желание строить.
В таком случае первым этапом будет создание основной, несущей части - автомобильного скелета -его рамы. Как ты понимаешь, рама -это не только четыре трубы внизу. Это еще и каркас для крыши, основа для крепления крышек багажника и моторного отсека. Для начала раму надо бы рассчитать - то есть запланировать такую конструкцию и такие сечения труб, - чтобы она у тебя, как минимум, не сложилась под массой мотора. В идеале еще хорошо бы заложить некоторую способность гасить удар - то есть сделать раму сминаемой, но это уже расчеты достаточно сложные. Ты, конечно, можешь создать автомобиль, который никогда не сложится и будет держать любое столкновение - но это очень небезопасно. Дело в том, что автомобиль, сминаясь в аварии, гасит энергию удара. Если этого не будет, то нагрузка, ложащаяся на твое бренное тело во время столкновения даже на скорости около 60-70 километров в час, убьет тебя или искалечит. Причем, возможно, у тебя и синяка-то не будет - а вот внутренние органы не выдержат. Поэтому расчетом рамы лучше запариться заранее. Хотя - дело твое. Личную ответственность еще никто не отменял.
С другой стороны, мне рассказали историю про самоделку, которую на светофоре стукнул КамАЗ, и она улетела под автобус. Причем залетела так, что задняя ось автобуса лежала на стеклопластиковом капоте. Когда машину достали, кроме пары царапин на этом капоте, никаких повреждений не было. А вот заводская продукция сложилась бы в несколько раз, и неизвестно, что стало бы с пассажирами.
Ну, да ладно, мы отвлеклись. Так вот. Основание рамы обычно варят из прямоугольных труб - с ними проще. Помнишь, где ты планировал поставить двигатель? Надо, чтобы на раме были места, куда встанут подушки двигателя, то есть точки крепежа мотора. То же самое коробки передач касается.
Чем толще трубы или профиля, чем больше элементов завязаны между собой, тем крепче и в то же время тяжелее получается конструкция. Рама должна быть сварена предельно точно. Иначе из-за погрешности в пару миллиметров ты просто не сможешь установить подвеску или панели кузова лягут криво. Главное, что нужно для точной сварки каркаса - это абсолютно ровная поверхность. Да, пол в твоем гараже придется долго выравнивать;). ? Можно использовать в качестве основания уже готовые автомобильные рамы. Новую ты, конечно, не купишь. Но по разборкам поездить и расспросить барыг очень даже можно. Рама, сваренная на заводе, - это здорово. Только если ты выберешь такой путь, то знай: СНАЧАЛА тебе нужны рама и все ее размерности - и только потом, исходя из этого, ты сможешь спроектировать кузов. Кроме того, покупную раму все равно придется доделывать - нужны же усилители для бортов и крыши, пол с рельсами под сиденья и все остальное.
МАТРИКСХЭЗЮ!
Теперь тебе предстоит сделать полноразмерную модель будущего самопала. Это нужно не только для того, чтоб выверить все размеры, зазоры и оценить внешний облик, но и чтобы сделать так называемую матрицу - проще говоря, огромную болванку для изготовления кузовных панелей. Внутри будет деревянный или любой другой каркас. Чертежи деталей для каркаса, спроектированные в Автокаде, надо распечатать в масштабе один к одному, а потом выпилить из дерева (или из чего ты там еще надумал каркас делать). В Москве можно промутить вырезку деталей точно по чертежам с помощью лазерного резака - поищи по инету ссылочки. Видел когда-нибудь деревянные модели самолетов? Поперечные сечения устанавливаются на продольные и укрепляются рейками. В общем, объяснять это геморно - просто посмотри на рисунок. Что важно: ВСЕ углы (а в основном они прямые - углы между сечениями, между плоскостями) должны быть суперточными, придется точность до двух миллиметров соблюдать.
Каркас можно залить строительной пеной, например. А вот сверху нужен небольшой пластилиновый слой. На этой стадии тебе придется осваивать профессию скульптора. Кстати, можешь сначала для практики сделать уменьшенную модельку, масштабом где-нибудь один к пяти. Тогда сможешь заранее коррективы внести, если что-нибудь не понравится.
Когда на гигантской модели кузова будет выверен каждый градус и тебе надоест ею любоваться, нужно обклеить ее полиэфирной смолой. Делается это вроде не очень сложно: смола поставляется с отвердителем (байда, с помощью которой смола застывает до состояния очень крепкого пластика через некоторое время). Оба компонента разводятся (жутко воняют! работай в респираторе!) в банке и намазываются кистью. Неровности потом (думаю, они будут) можно сточить при помощи шкурильной машинки или даже просто бруском со шкуркой. Слой смолы отвердеет, потом ты положишь на него еще один. Потом - на третий слой -положишь стеклоткань или стекло-мат - отрезки надо заготовить заранее. Он на липкой смоле может немного коробиться - разглаживать его надо, лучше всего малярным валиком. Когда смола отвердеет, все неровности будет куда сложнее убрать. Потом - еще слой сверху, еще стекло-мат... В общем, до толщины в несколько миллиметров.
После того как смола затвердеет окончательно, придется (АККУРАТНО!) распилить этот панцирь на несколько частей. Так появляется матрица для выклейки кузова.
Ты спросишь: а почему бы мне саму матрицу и не использовать как кузов? Объясняю: бага в том, что если ты ее сразу заюзаешь - потом, скорее всего, не сможешь повторить ни одной детали - особенно если что-нибудь не так пойдет. Поэтому лучше перестраховаться.
После распиливания (я бы на твоем месте предложил, для упрощения конструкции будущего кузова, распилить матрицу на три части: капот + передние крылья, двери + лобовое стекло+крыша, задние крылья+крышка багажника\моторного отсека - от конструкции зависит, что у тебя там будет) на основе каждой из частей надо создать непосредственно детали кузова. Технология точно такая же. Матрица намазывается первым слоем смолы изнутри - чтобы формы соответствовали формам модели. Позднее, после создания готовых деталей кузова, деревянный каркас можно сжечь в ритуальных целях - матрица-то есть уже...
ПОЧТИ КОНСТРУКТОР ЛЕГО
По ходу, самым интересным является этап сборки. На сваренную, выверенную и покрашенную раму начинаешь цеплять все, что смог надыбать до этого. Двигатель, как уже упоминалось, лучше всего устанавливать через те же подушки, на которых он стоит в заводских моделях. Подвеска устанавливается опять же исходя из точек крепления на машине-доноре. Кстати, тебе очень бы пригодились чертежи тех машин, чьи детали ты используешь. А взять их можно либо в НАМИ, либо в сервисных центрах. Потом можно крепить кузовные панели. Делать это лучше всего через резиновые подушки, чтобы из-за различных коэффициентов деформации их не оторвало. Теперь - стекла. Современному самоделыцику сильно облегчают жизнь конторы, которые могут сделать стекла абсолютно любой формы. Так что, прибегнув к их услугам и вклеив готовые стекла в твою машину, ты сможешь увидеть почти законченный вид автомобиля собственного изготовления. Тут еще о стеклоподъемниках надо упомянуть: используй готовые от отечественных агрегатов. Внутренние панели дверей (в салоне которые) можно также выклеить на матрице. а сверху оклеить тканью или толстой кожей. Дырку под ручку стеклоподъемника только не забудь.
Теперь дело за малым: установить фары и фонари (это можно прямо на кузовные панели крепить, только АККУРАТНО!), сделать весь салон (тут я бы не заморачивался, а выбрал автомобили, у которых мне откровенно нравится начинка, и, пошарив по разборкам, подобрал нужные компоненты). И, конечно, подвеска, выпуск, бочки для различных жидкостей, дворники, зеркала... А еще - придется долго заставлять все это работать. И в итоге, исправив сотни своих ошибок (они будут! и это правильно - прим. автора), сможешь с немереной гордостью выехать из гаража.
БЮРОКРАТИЯ
Теперь имей ввиду, что после первого выезда я тебе не советую уезжать дальше собственного двора. Чего-то на твоей свежесобранной машине не хватает... ГИБДДшники очень быстро замечают отсутствие этой невзрачной белой железки с циферками и буковками, которой суждено испортить весь облик твоего произведения. Да и вообще, у тебя нет никаких документов на транспортное средство, кроме документов на двигатель (я надеюсь, что ты не снял его с соседской иномарки). Так что теперь тебе придется столкнуться с советской бюрократической машиной. С советской потому, что со времен СССР закон о регистрации самоделок не менялся. Про весь процесс тебе расскажут в НАМИ, где тебе придется пройти техосмотр. Кстати, чтобы при регистрации было меньше проблем, в НАМИ очень стоит съездить на стадии разработки проекта. Точнее - не стоит, а просто обязательно там нужно показать все свои чертежи. Местные умники не только сразу покажут тебе кучу ошибок, но и посоветуют, как сделать лучше.
PS. Если ты все-таки решишься на такой способ самовыражения, то имей в виду, что первоначальный бюджет и запланированные сроки увеличатся раз в пять. 90% решившихся бросают дело незавершенным, но те, кто довел дело до конца, достойны огромного уважения.
P.P.S. Пиши мне на любой стадии проекта - может, чем помогу. Да и жутко интересно, есть ли еще смелые мечтатели.
По материалам журнала "За рулем"