Спортивный полноприводный автомобиль НАМИ-0300 "Апельсин-2", представленный здесь на фото, не совсем обычная для нас машина. В его кузове скрывается целый "букет" оригинальных технических решений, пожалуй, впервые встречающихся в отечественном автомобилестроении. Это работа творческого молодежного коллектива лаборатории спортивных и гоночных автомобилей (ЛСГА) НАМИ под руководством С. Белова. Ведущие конструкторы "Апельсина-2" - А. Антонов и А. Гуськов.
Машина предназначена для участия в соревнованиях по ралли и кроссу и соответствует категории Т-3 по классификации Международной автомобильной федерации (ФИА). Ее создатели постарались максимально учесть недостатки, выявленные в процессе испытаний и эксплуатации ранее созданного ими же спортивного НАМИ-0290 "Апельсин-1" (ЗР, 1989, № 5). Что же в автомобиле необычного? Здесь использована компоновка, наиболее оправдавшая себя в этом классе автомобилей - с центральным (между салоном и задней осью) продольным расположением силового агрегата. Кузов - двухместный с пространственной несущей фермой, выполняющей одновременно и роль каркаса безопасности. Легкосъемные навесные панели из стеклопластика объединяют собой, в классическом понятии, капот, передние крылья, решетку радиатора и в то же время играют роль обтекателя. Внешняя форма панелей продумана так, что даже при относительно небольшой скорости движения машины воздушные потоки охлаждают как расположенный спереди радиатор системы охлаждения, так и масляный радиатор. Кроме того, клиновидная внешняя форма кузова позволяет использовать силу аэродинамического сопротивления для увеличения нагрузки на переднюю ось. А это в итоге улучшает сцепление передних колес с дорогой, повышает устойчивость и управляемость автомобиля на больших скоростях.
"Сердце" автомобиля - четырехцилиндровый двигатель 3M3-4Q6.10 рабочим объемом 2,3 л. Он оснащен "двухвальной" 16-клапанной головкой и системой впрыска топлива. Мощность силового агрегата 180 л. с./132 кВт, максимальная частота вращения коленчатого вала 8000 об/мин позволяют "Апельсину" разгоняться до 100 км/ч за 9,6 с. Максимальная же скорость - 210 км/ч. Заволжский моторный завод совместно со специалистами ЛСГА ведет работы по дальнейшей модернизации и доводке этого двигателя с целью получить в перспективе мощность 220- 240 л, с./162-177 кВт, а в варианте с турбонаддувом - 300-350 л. с./220- 257 кВт. Вместо ныне установленного двухдискового сцепления фирмы "Фихтель унд Сакс" предполагается оборудовать автомобиль экспериментальным сцеплением отечественной разработки. Оно, как и "фирменное", будет иметь металлокерамические фрикционные поверхности ведомых дисков, получаемые плазменным напылением.
У "Апельсина-2" пятиступенчатая коробка передач, сконструированная специалистами института. Межосевой дифференциал, расположенный в картере коробки передач, позволяет плавно перераспределять крутящий момент между ведущими осями благодаря применению вязкостной муфты. При необходимости дифференциал блокируется водителем. Картеры передней и задней главных передач взаимозаменяемы, позволяют использовать редукторы с передаточными числами от 3,7 до 4,3. В межколвс-ных дифференциалах также установлены вязкостные муфты, плавно перераспределяющие крутящий момент. Применение их' в трансмиссии сводит к минимуму пробуксовку колес и потерю сцепления со скользкой дорогой, упрощает управление машиной и повышает безопасность движения.
Подвеска всех четырех колес - независимая, на направляющих амортизаторных стойках "Мак-Ферсон". В ней использованы серийные узлы и детали подвески автомобиля АЗЛК-2141 и газонаполненные амортизаторы фирмы "Бильштайн". Подвеска "Апельсина-2" несет в себе устройства, которые позволяют регулировать характеристики по демпфированию и кинематике. Резиновые втулки рычагов заменены на сферические подшипники с контактом металл по металлу, благодаря чему податливость элементов подвески стала меньше, а ее работа четче. Обе оси автомобиля снабжены стабилизаторами поперечной устойчивости, жесткость которых можно регулировать. Выбор наивыгоднейших кинематических характеристик подвески осуществляется изменением углов наклона амортизаторных стоек в зависимости от конкретных дорожных условий. В комплексе такая конструкция подвески позволяет "Апельсину" уверенно "держать" дорогу. Рулевой реечный механизм также от АЗЛК-2141, но в дальнейшем у "Апельсина-2" будет механический привод рулевого управления всех колес. Дисковые тормоза с вентилируемыми дисками на всех колесах обеспечили высокую эффективность торможения, а двухконтурный привод, ныне обязательный для современных моделей, повысил безопасность.
Моторный отсек и два топливных бака (по 40 л) отделены от салона несгораемыми перегородками и оснащены системой автоматического пожаротушения фирмы ОМР, применяемой на спортивных автомобилях. Оба сиденья имеют шеститочечные ремни безопасности.
«Апельсин-2» имеет снаряженную массу 1050 кг. Габаритные размеры автомобиля, мм: длина — 3440, ширина — 1650, высота — 1340, база — 2520, колея передних и задних колес — 1440.
К сожалению, в "Апельсине-2" реализованы далеко не все технические новинки, предложенные молодежным коллективом лаборатории спортивных и гоночных автомобилей НАМИ. Тому причина финансовые трудности и неопределенность экономических отношений в стране. И все же НАМИ-0300 "Апельсин-2" - это еще один шаг отечественного автомобилестроения а создании спортивной техники, способной принять участие в самых сложных ралли-марафонах.
А. САДОВНИКОВ Фото автора
По материалам журнала За рулем