Бархан - сын Шишиги
В восьмидесятые годы прошлого столетия была такая телепередача -«Это вы можете». Ах, какая передача, какие люди, какие авто самоделки! Нет, действительно, что еще можно было предпринять человеку, желающему хоть как-то выделиться в однообразном потоке «Волг», «Москвичей», «Жигулей» и «Запорожцев»? Правильно, самому построить машину. И строили... Да так, что заводские конструкторы при виде таких шедевров, как «Лаура» или «Панголина», головы об кульманы от зависти разбивали...
Наше знакомство с машиной началось довольно неожиданно... Кто-то из знакомых подбросил мне ссылку на компьютерное изображение якобы очень необычного внедорожника на сайте CARtinki.ru. И действительно, вскоре с экрана на меня смотрел звероподобный автомобиль, в облике которого явно читались мотивы всемирно известного AM General HUMMER. Машина буквально дышала грубой первозданной силой! Причем одна из пяти найденных картинок явно выделялась качеством проработки деталей и тщательно прорисованным фоном... «Надо же, как здорово народ научился в 3D Studio работать, от фотографии не отличить», - подумал я и отправил электронное письмо авторам проекта. Ответ пришел на следующий день... Мало того что изображение монстра оказалось вовсе не компьютерной моделью, а фотографией реально существующей машины, так еще и выяснилось, что автомобиль в ближайшие дни прибудет в Москву для участия в выставке «Автоэкзотика)...
Будем знакомы, "Бархан"
И вот огромный внедорожник по имени «Бархан» уже стоит под окнами нашей редакции. Кстати, автомобиль вовсе не выглядит громоздким: размеры ощущаешь, только когда подойдешь к нему вплотную. Так откуда же ты взялся, такой большой и симпатичный? Есть в далеком городе Бишкеке (это там, где за силэтами многоэтажных домов проступают очертания отрогов Тянь-Шаня) небольшая фирма под названием «Мастерская Retro-Style». А создали ее почти десять лет назад несколько энтузиастов, объединенных главной идеей - любовью к автомобилю (и автостарине, в частости) и неутоленной жаждой творчества. В итоге главной специализацией Retro-Style стали реставрация исторических уникальных машин. Ну а где место уникальному, тщательнейшим образом, до последнего винтика, отреставрированному автомобилю (будь это «ЗиМ» 1952 года или Hanomag 1938-го)? Правильно - в музее или на выставке. Но туда еще надо попасть... Не гнать же в самом деле ветерана за пять тысяч километров из Бишкека в Москву своим ходом!
Вот и пришла в светлую голову коммерческого директора, а по совместительству моториста и агрегатчика фирмы Петра Барханского идея: а не построить ли собственный тягач-техничку? Кстати, по его фамилии проект и получил кодовое название «Бархан». Требования к конечному продукту были следующие: машина должна легко тянуть прицеп с автомобилем-экспонатом, не бояться плохих дорог и в ней с комфортом должна размещаться выставочная бригада из пяти-семи человек. В качестве основы для конструирования был взят старый армейский ГАЗ-66. Причем его ходовая часть осталась практически без изменений, разве что радиатор был опущен на 200 мм да пристроен воздушный фильтр от ГАЗ-53.
Машина сделана тщательно, даже в мелочах
И действительно, от добра добра не ищут - надежность шасси ГАЗ-66 (в обиходе «шишига» или «шишка») проверена временем, да и проходимость не вызывает сомнений. Правда, в ходе работ машина лишилась части внедорожного арсенала ГАЗ-66 (например, системы регулирования давления в шинах). В принципе оно, наверное, правильно: если твоя военная специальность сапер, то зачем тебе гранатомет? Впрочем, если обстановка потребует - и из гаубицы долбить научишься... Это я к тому, что никаких принципиальных противопоказаний установке системы подкачки на «Бархане» нет.
наследственные черты "шишиги"
Но все же главное в «Бархане» это кузов... Он, кстати, также изготовлен с максимальным использованием кузовных деталей ГАЗ-66. Причем в качестве доноров были использованы четыре кабины списанных грузовиков. Что, собственно, и заметно: характерная рамка ветрового стекла с вертикальными «форточками» в стойках, двери, крыша... Кстати, любопытная деталь - двери, ведущие на второй ряд сидений, развернуты на 180 градусов и открываются против хода движения. А вот откидную переднюю часть, конструктивно объединенную с крыльями и облицовкой радиатора, пришлось лепить, что называется, с нуля. Но и здесь конструкторы постарались использовать особенности «шишиги» - капот закреплен на кронштейнах крепления откидывающейся кабины ГАЗ-66, а в качестве замков использованы резиновые фиксаторы, которые в армейских машинах фиксируют автоматы экипажа.
Абсолютно новый "интегральный" капот
В принципе все очень продумано и удобно, а доступ к двигателю, рулевому и элементам передней подвески просто замечательный. Но главное, поражает высочайшее качество сопряжения кузовных панелей: даже вблизи машина отнюдь не выглядит самоделкой. Нет, действительно, полное впечатление изделия, сошедшего с заводского конвейера! Так, а это что за странное устройство? Шноркель? А почему тогда такой тоненький? Оказывается, таким необычным сделан забор воздуха для печки и вентиляции салона.
Кстати, название «Бархан» машине действительно очень подходит: большой, родом из Средней Азии, цвет соответствующий, да и колеса, явно приспособленные для езды по песку. Ну что, полезли внутрь? И вот первый приятный сюрприз: для того чтобы попасть в салон, не надо проделывать никаких акробатических упражнений. Удобству доступа очень способствует подножка, тянущаяся вдоль обоих дверей (по ней же можно перейти с переднего ряда сидений на задний на ходу - двери-то открываются навстречу друг другу).
Передняя часть салона
И что тут у нас... Впереди три отдельных сиденья от Audi 100, а сзади - широченный диван, сделанный из двух задних сидений того же происхождения. Пробую разместиться на водительском месте. А что, вполне удобно! И даже знакомая ухватистая баранка от Mercedes расположена вполне правильно. А вот рычаг КПП выглядит необычно - он косо уходит куда-то под торпеду. Рядом с его основанием видны рычаги управления раздаточной коробкой. Похоже, что к ним придется тянуться, да и набалдашник рычага переключения скоростей далековат от руля (и, на мой взгляд, чуть ниже, чем требуется). Впрочем, в любом случае переключать скорости удобнее, чем на ГАЗ-66 (там рукоятка КПП расположена чуть ли не за спиной водителя).
Багажное отделение
А вообще очень даже уютно... Приборная панель «под дерево», мягкая ворсистая обивка, электростеклоподъемники и совершенно ровный пол. Сзади же просто роскошно - можно вытянуть ноги, как в лимузине. А что у нас с багажным отделением? Ого, да тут целая кладовка! Попадать туда тоже достаточно удобно - на заднем бампере висит специальная откидная лесенка. А вот размер задней двери мне показался несколько недостаточным. Особенно для утилитарной машины - полноразмерные двустворчатые «ворота» подошли бы «Бархану» больше (правда, в этом случае пришлось бы как-то решать вопрос с креплением запасного колеса).
Пора в путь
Но хватит заниматься созерцанием, пора и в путь... Поворот ключа - и карбюраторная V-образная «восьмерка» ЗМЗ-513 отзывается утробным ворчанием. Поехали! Сразу выясняется казус психологического свойства: все вокруг говорит, что ты едешь в большом внедорожнике (то есть автомобиле легковом), а ходовая-то от армейского грузовика... Коробка передач несинхронизированная! Что ж, делать нечего, приходится экстренно восстанавливать уже изрядно подзабытые навыки двойного выжима сцепления и перегазовки. А между тем на асфальте машина движется вполне уверенно, не слишком выбиваясь из общего потока. И даже резина КФ-97 размерности 16,5/70R18, несмотря на свое сельскохозяйственное предназначение, уверенно цепляется за асфальт, неплохо рулится и не слишком гудит (забегая вперед, замечу, что она также весьма хороша и на сухом бездорожье, а вот в болото на ней, пожалуй, соваться не стоит). Что же до обзорности, то она просто отличная! Ну кроме разве что вида через салонное зеркало. Впрочем, это проблема всех больших внедорожников...
Попробуем эту горку
А вот и наш полигон. Сейчас посмотрим, на что ты способен, «Бархан» - сын «шишиги»! И тут нас ожидает жестокое разочарование... Оказывается, для экономии горючего в ходе долгого путешествия из Бишкека в Москву зубчатые фланцы в ступицах передних колес были заменены на гладкие! И в результате этой операции «Бархан»... временно лишился своего главного оружия - полного привода. Да, придется быть поаккуратнее... Впрочем, ничего неожиданного на полигоне не происходит: «Бархан» уверенно едет там, где хватает заднего моста, и пасует перед препятствиями, где помощь переднего моста была бы обязательной.
А теперь другую
Что же до движения по раздолбанной грунтовке, то в этой ситуации наш герой много комфортнее своей прародительницы. Ведь если в ГАЗ-66 и водитель, и пассажир сидят буквально на передних колесах, то в «Бархане» передний ряд сидений расположен как раз посередине колесной базы и вертикальные ускорения при преодолении неровностей оказываются минимальными.
Не обошлось и без незапланированных остановок - пару раз «Бархан» попадал на диагональное вывешивание, и для того чтобы сдвинуть его с места, приходится прибегать к помощи лебедки, недавно прописавшейся на переднем бампере моего Isuzu.
Кстати, в ходе «диагоналки» еще раз подтвердилась предусмотрительность конструкторов «Бархана», отказавшихся от жестких замков капота в пользу резиновых фиксаторов, - горбоносый капот живет собственной жизнью, отдельной от остального кузова машины! Дело в том, что рама ГАЗ-66 не только может, но и обязана играть на неровностях (ее скручивание включено в общую схему артикуляции подвески). Так что если наехать передним колесом на приличный бугор, то хорошо видно, что края капота уходят от «нулевого» положения на добрый десяток сантиметров! Любые жесткие замки были бы просто выломаны с мясом, а вот резинки исправно несут службу. И вот еще что: откровенно малы колесные арки - при предельных ходах подвески колеса серьезно подклинивают...
"Танки" грязи не боятся
Ну вот и все - пора возвращаться в редакцию. А пока «Бархан» пылит по грунтовке, пытаюсь разобраться в собственных ощущениях. Скажу честно: машина мне не просто понравилась, а очень понравилась! Но вот иметь такой автомобиль в качестве единственной семейной машины я бы, наверное, все-таки не решился - слишком уж сильны в «Бархане» грузовые гены, слишком он громоздок и прожорлив для ежедневной езды по городским улицам. Да и в стандартный гараж опять же не поместится... И тут возникает закономерный вопрос: а найдутся ли люди, которым такая машина придется ко двору? Мне кажется, обязательно! Причем это могут быть не только частники (среди которых наверняка найдутся желающие приобрести такую зверюгу для выездов на охоту), такая машина могла бы стать практически идеальным экспедиционным автомобилем для геологов, лесников, геодезистов и энергетиков.
Куда бы еще на нем забраться?
Нашлась бы для нее работа и в армии (если установить в багажном отсеке продольные лавки - отделение бойцов с оружием и снаряжением разместится без всяких проблем). Правда,речь тут скорее идет о утилитарной версии «Бархана». И, разумеется, машина обязательно должна быть оборудована полноценной системой центральной подкачки шин, внедорожной резиной, лебедкой и шноркелем. Что же до прожорливой карбюраторной «восьмерки», то ее бы лучше заменить на экономичный дизель. Да взять хоть тот же ММЗ Д-245.7. «Егерь» с таким мотором ездит вполне прилично, так почему бы не попробовать и «Бархану»?
Хорош диванчик
А вот «ковры персидские» (как в салоне, так и в грузовом отсеке) представляются мне неоправданным излишеством: представьте, во что они превратятся, если в машину будут регулярно лазить в грязных «болотниках» и грузить в багажник кабаньи туши? Но главный вопрос, разумеется, - цена. «Бархан» - автомобиль эксклюзивно-уникальный (на его постройку бригаде квалифицированных мастеров понадобилось почти год), а потому не дешевый... Вот если бы удалось наладить мелкосерийное производство монстра... Но это уже совсем другая история.
До новой встречи "Бархан"!
статья была опубликована в журнале "Club 4x4" №9 за 2002 год