Дети «Шишиги»
Поклонникам российских автодостижений не дает покоя былая слава многих вездеходов, некогда спроектированных не в угоду рынка, а по приказу Партии на основе рокового опыта ВОВ. А если еще и душа в конструкцию была вложена, то благодатная почва для творчества потомков просто прописана в паспорте. От этого архаичные военные джипы ГАЗ-69 и УАЗ с каждым годом привлекают все больше мастеров тюнинга и любителей экстремального off-road.
УАЗ+ГАЗ-66. Действительно, всем «смерть»
Впрочем, увидеть что-либо чумовое на базе этих внедорожников не удалось, разве что журнал «Off-road drive» провел показательные выступления на специально подготовленных для триала УАЗах, которые больше походили на трактора с сочлененным шасси, чем на внедорожники. Ну а красиво тюнинговать УАЗы и даже ГАЗ-69 теперь не хуже умеют и в Иркутске. Здесь разве что радовал глаз нижегородский репликар цвета вишневый металлик — открытый кузов ГАЗ-69, водруженный на лифтованное шасси UAZ Hunter с 2,7-литровым ЗМЗ-409.
После неудачи с заводским проектом «Комбат» (кстати, стопроцентный пример неоклассики) способность нижегородской тюнинговой фирмы мелкосерийно выпускать подобные «реплики» выглядит благородно и уместно, во всяком случае, пока не закончатся в стране родные кузова 69-х.
Вторая версия «Бархана», надо признать, гораздо правильнее первой (на заднем плане)
А вот идолопоклонничество грузовому военному «джипу», малотоннажнику ГАЗ-66, получившему еще подпольную кличку «шишига», заслуживает отдельного сказа. Чего уже только не соорудили на шасси старого волка бездорожья! Какими только концептуальными волнами не разошлось эхо «Газона» всех времен и народов!
Небольшая фирма из Бишкека уже давненько известна своим грузо-пассажирским «прохамером» под именем «Бархан» со сдвоенной кабиной, который по заказу строится на пониженном шасси 66-го с использованием нетленных по дизайну кусков его же кабины.
Собрались как-то два русских и американец. Как водится, выпили, поговорили о своей нелегкой джиперской доле
И вот появилась уже вторая версия, получившая название «Бархан-Аккула». В ней учтен главный недостаток предыдущей модели — колеса малого, почти «легкового» диаметра, которые в угоду стилю с мостами ГАЗ-66 снижали клиренс до позорно малых значений. В результате — претензии от клиентов по части проходимости типа «едем на 66-м, а садимся как на «Ниве». Поэтому решено было вернуться к заводским стандартам геометрической проходимости с использованием нормальных колес, шасси и турбодизеля от «Садко», а заодно и в корне изменить лицевую часть машины, чтобы уж вовсе не гримасничать в честь «Хаммера».
Триальный УАЗ против бетонных баррикад. Расправился, в конце концов, но почему-то часто глох и дымил маслом, а один раз перевернулся
Но американский военный «молот», как ни «звучит парадоксом», продолжает вдохновлять других патриотов 66-го. Группа энтузиастов из Москвы, которая даже не оформлена в какую-то фирму, «на коленке» наладила производство настоящих прототипов Hummer, соблюдая его утилитарные пропорции и экстерьер. Узнаваемость кузова достигнута пластиком, хотя есть родные вкрапления от кабин 66-го. Между прочим, уже удалось построить и продать любителям «Хаммеров» четыре таких машины, еще две в производстве под очередные заказы! А что, ведь в итоге получается значительно дешевле не только «Хаммеров», но и нашего официального ответа в виде «Тигра».
Одни кузова 69-х садят на УАЗовские агрегаты...
А вот зодчие из Зелeноградского Off-road-клуба в своих средствах передвижения никаких ассоциаций с «америкосами» не приемлют, хотя лавры ГАЗовского ветерана бездорожья им тоже чешут руки. Устав от многочисленных опытов подготовки, переделки и доводки УАЗов, они взяли и просто-напросто скрестили кузов УАЗа с шасси «шишиги», чем, как говорят, сразу заткнули за пояс многих маститых внедорожников, хотя колеса здесь далеко не 66-го размера по ширине и диаметру. И даже черный флаг с «веселым Роджером» на корму водрузили как символ убийцы всех стереотипных представлений в борьбе за титул высокой проходимости.
И вот что характерно — все интерпретаторы «шишиг» в своих произведениях повально используют его родные двигатели. Ужасные V-образные карбюраторные «восьмерки», но почему-то живучие в поколениях, как античные герои среди Бэтменов и Бумеров, как языческие обереги в эпоху просвещенного материализма. Ничего не поделаешь — это вопрос доступности и мнимой оригинальности, хотя по заказу и на перспективу все говорят о дизелях импортных и лицензионных.
...а другие «тюнингуют» только колесами и обвесом
Однако сегодня на волне повышенного интереса к бездорожью продолжают появляться и вездеходы пока нетрадиционного класса, а именно пневматики, обеспечивающие низкое давление на грунт для прохождения болот и еще способные плавать.
Саратовская фирма «Солитон», известная по выпуску лебедок, показала свой опытный образец пневматика, который представляет сборную команду из российских комплектующих, но доселе не имеющую аналогов по «составу» и функциям. Кузов позаимствован от пятидверной «Нивы» ВАЗ-2131, от «Нивы» же 1,7-литровый двигатель, однако в шасси использованы редукторные мосты от УАЗа, каждый из которых крепится к раме через четыре амортизатора и четыре пружины, собранные в виде стоек. Сами пневматики установлены новой версии с более агрессивным и направленным рисунком протектора, который не в пример лучше должен работать на тяжелых грунтах. Конечно, и лебедки с двух сторон предусмотрены.
«Солитоновский» пневматик ставит новые стандарты в классе
Но самое главное — это полноуправляемые колеса! Нет, не для безопасного прохождения скоростных виражей на асфальте, а для максимальной маневренности на «пересеченке». Причем передние и задние колеса в зависимости от обстановки можно поворачивать раздельно или одновременно в различных фазах, обеспечивая разворот «на месте» или движение «полубоком».
Нет, что ни говорите, а в нашей стране просто не существует пределов для совершенствования внедорожной техники, и в борьбе с технологиями дорожного строительства она пока выигрывает всухую.