Exotic - Купе из Северной Пальмиры
"Лаура-3" на снимках - внучка знаменитой "Лауры", которую ленинградцы Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов сделали в 1984 году. Вскоре "бабушку", тогда еще юную и привлекательную, увидел по телевизору генсек Горбачев. И на всю страну похвалил ее создателей: берите, мол, пример с этих молодых рабочих!
Естественно, аппарат отреагировал - для ребят создали в Ленинграде лабораторию под эгидой НАМИ. В восемьдесят восьмом они построили там "Охту", показанную в Женевском автосалоне. Затем Геннадий покинул лабораторию, а Дмитрий стал техническим директорам созданного на ее основе "Дизайн-центра "Стиль". Ради заработка центр занялся тюнингом - облагораживал с помощью навесных элементов силуэт "восьмерок", А для души была новая "Лаура" (уже не хэтчбек, а спортивное купе). Эту, третью модель Дима показал мне на дизайнерском рисунке еще несколько лет назад.
Взглянув тогда на эскиз, я понял, почему советские пресса и телевидение дружно забыли о Парфенове и его коллегах: работают для миллионеров! А сами - из наших рабочих! От этой "компры". отдающей классовым предательством, содрогнулся бы даже в годы перестройки любой редактор. Признаюсь, и мне стало неуютно, когда на вопрос: "Можно ли считать, что вы работаете в основном для богатых?" Дима не колеблясь ответил:
- Да. И не в основном, а исключительно для них!
Время заставило смотреть на вещи по-другому. На здоровье, работайте для кого угодно, если имеете средства и желание! Но не рассчитывайте при этом, как прежде, на помощь государства.
При такой постановке дела главным стал спрос, а не безудержный творческий порыв. Ребята осознали: сохранив образ "Лауры". необходимо снизить ее цену и себестоимость.
- Решили сделать реально продаваемую машину, - говорит Парфенов, - и притом адаптированную к нашим дорогам. Словом, приземлились.
Удешевили проект, отказались от агрегатов "Ауди". Отдали предпочтение комплектующим "Дженерал моторе" - их цены гораздо ниже. За морем телушка - полушка, да рубль перевоз? Парфенов с этим не согласен:
- Комплекты на 4-5 наших машиин умещаются в один контейнер. Стоимость его доставки через океан - 4000 долларов. Экономически абсолютно оправдано!
Приземленную "Лауру" я увидел в конце августа на Российском международном автосалоне-95. Она словно сошла с того рисунка - такая же изящная и стремительная. Но клиренс стал заметно больше -140 миллиметров вместо первоначально задуманных 90. Появились высокопрофильные широкие шины с усиленными боковинами.
- Еще мы сделали более длинноходную подвеску, хорошую защиту снизу, - перечислял Парфенов. - У нас в Петербурге без этого нельзя. Здесь, в Москве, есть какое-то подобие дорог, а там вообще нет... Сфотографировать "Лауру" было непросто - ее постоянно окружали любопытные. Многих, как водится, интересовал двигатель, но лишь самые наивные просили поднять капот. Табличка на стенде информировала: расположение двигателя центральное. Другими словами, мотор находится внутри колесной базы - за сиденьями водителя и единственного пассажира. - Ради чего вы пошли на такую компоновку? - спросил я Дмитрия.
- Чтобы улучшить ходовые качества - в первую очередь управляемость.
- Но двигатель, по сути, в салоне - это повышенная шумность. не так ли?
В этом проекте "Стиля" впервые принял участие московский дизайнер А. Кулыгин, создатель некогда знаменитой самодельной машины "Панголина". Он выполнил интерьер и аэродинамические элементы.
- У владельцев спортивных автомобилей требования к этому не очень строгие. Тем не менее у нас хорошая звукоизоляция мотора, так что в "Лауре" не больше шума, чем в "Жигулях". - На каких потребителей вы рассчитываете?
- На богатую молодежь, которая хотела бы ездить на "Порше" или "Феррари", но не рискует из-за плохих дорог. На коллекционеров, собирающих уникальные машины. На автоспортсменов.
- Цель вашего участия в автосалоне?
- Изучение спроса. Мы ведь пока не знаем, какая версия Лауры" соберет больше заказов. То ли эта, самая дешевая (примерно 25 тысяч долларов), со стандартным 2.8-литровым двигателем "Дженерал моторе' и велюровым интерьером. То ли самая дорогая, ценой около 50 тысяч, с 5-литровым 400-сильным мотором, другой подвеской, кожаной обивкой и т. п. Если наберем десяток-другой реальных заказов, нам пока достаточно. В 1996 году планируем делать два автомобиля в месяц.
-И сервис ваш?
- Разумеется. Будем давать гарантию на год или на 60 тысяч километров.
Мы беседовали с Парфеновым в бронированном инкассаторском автомобиле, выставленном рядом с "Лаурой". Только там Дмитрий смог укрыться от града вопросов, связанных с этой российско-американской красоткой. Броневик тоже имел смешанное происхождение: ходовая часть, капот и крылья - от "Шевроле", а кузов, сваренный из пуленепробиваемых панелей, разработан в "Дизайн-центре "Стиль". В Петербурге таких машин уже с десяток. Их тоже приходится адаптировать к нашим дорогам - начиная с замены амортизаторов и кончая переделкой некоторых шлангов, перетирающихся из-за сильной вибрации...
Броневиками "Стиль" занимается для заработка, как в свое время тюнингом. А "Лаура" по-прежнему для души. Образно говоря, бронированный автомобиль помогает "Лауре" преодолевать финансовые препятствия.
Малорентабельна? Зато любима своими создателями. И мгновенно влюбляет в себя многих, как показал Автосалон-95. Право, эти чувства дорого стоят даже в наш приземленный рыночный век.
По материалам журнала "За рулем"