Часть первая: Теория
Любовь американцев к "хотродингу"
имеет свою историю, которая вкратце звучит так:
"Некогда молодые, но не очень богатые американские парни, желавшие иметь
необычный и мощный автомобиль, прокатившись на котором, не менее молодые
и привлекательные американские девушки отдали бы, этим парням, свое
сердце и не только..."
В ту пору все свалки Америки были завалены, отжившими свое, довоенными "Фордами"... С этого все и началось... Приложив немного фантазии и желания, получаешь отличный результат - восьмицилиндровый монстр со стареньким двухдверным кузовком, при резвом старте которого начинал плавится асфальт - " хот-род" одним словом...
А что же делать нам на наших бескрайних просторах бывшего Союза?
Свалок из "фордов" у нас отродясь не было, а V8 можно найти только что в грузовом исполнении...
Вот, от тоски, и режем на хотроды старенькие "Победы" и "Москвички" (хотя, попадаются "оригиналы", не брезгующие и "Запорожцами" :))
А вот на взгляд "ZerDo Design", "культовым каром", в нашей стране вполне может стать "навороченный хотрод", с кабиной от армейского грузовика (вездехода) ЗИЛ-157!!!
Плавные обводы его кузова (с небольшими доработками) вполне отвечают духу и стилю "хотроддизма". Славная история этих машин с жестким мужским характером, некогда таскавших мощные баллистические ракеты, даёт полное основание владельцу такого "хотрода" гордиться своим авто!
А если учесть, что на широкую подушку общего сиденья, справа от водителя, без проблем умещаются две визжащие от восторга "герлы", то становиться понятным - выбор правильный!!!
Сегодня "добыть" донора для подобных авто-эксперементов не составляет большого труда. Войсковые и гражданские автобазы сотнями списывали их на металлолом... Возможно, где-то, на заброшенном пустыре ждет своего часа АВТОМОБИЛЬ ТВОЕЙ МЕЧТЫ!!!
Доработка штатной кабины от "ЗИЛа" сводится к "вживлению" небольшого заднего багажника, возможно с "тещиным местом".
Обязательна "посадка" крыши вниз за счет укороченных стоек... При этом капот и облицовка радиатора остаются почти без изменения.
Ну и, естественно, готовится "хотродовская начинка" - мощный двигатель на очень жесткой раме...
Передние и задние колеса остаются открытыми, с подвеской можно поэкспериментировать.
Кстати, вполне жизнеспособен и полноприводный вариант - "хотрод по-русски" (это у них там везде асфальт, а у нас колея, одна на всех)...
Рекомендуемый окрас: матовый хаки.
При кажущейся примитивности и грубости
внешнего вида, автомобиль должен иметь идеально выполненный, отделанный
кожей и деревом, салон с кондиционером и мощной стереоустановкой.
Хромированные диски колес должны подчеркивать (усиливать) контраст
между функциональностью автомобиля и его эксклюзивностью.
Другая разновидность - автомобиль для отдыха... "Кар", который не жалко и который позволит своему владельцу лихо, с ветерком и пылью мчаться где-нибудь по бездорожью, совершая эффектные прыжки и развороты.
Это машина для экстремального водителя, способного с ней совладать!
Проект "Бешенной Кабины" обрел путевку в жизнь...
Мы приступили к постройке подобного аппарата
Часть вторая: Практика
Ну, вот и свершилось. Монстроподобная,
лобасто-носатая кабинище гордо водрузясь на козелках и железных ящиках,
явила собой зародыш великой эпохи постсоветского хотроддизма! :))
Даже после предварительных промеров кабины непосредственно на грузовике,
и создания нескольких виртуальных макетов, мы были слегка ошарашены
реальными размерами нашей новой "игрушки" на колесах. Мужская,
крепкая, упрямо набычившаяся внешность этого существа без особых проблем
подчеркнет серьезность намерений его владельца.
Ну, наверное, пора от первых восторгов перейти к делу...
Непременным атрибутом любого хотрода является "посаженная" кабина. Вот и наш "красавчик" в миг лишился 9 см высоты по стойкам. Операция прошла быстро и безболезненно.
Отходим на несколько шагов, дабы осмотреть содеянное... Необходимо прикинуть новые пропорции и возможную потребность в дальнейших хирургическо-косметических операциях.
И ещё... Как женщину "делают" хорошие ноги, так и автомобиль начинается с колес, они должны быть в меру большими и полными, но не лишенными изящества.
Первоначально предполагалось установить на задний мост двухскатные колеса, но первая же "примерка" указала на ошибочность подобного решения (это зрительно утяжеляло машину). Выбор был сделан в пользу всех одинаковых колес размером 275/60 R15.
После работ по укорачиванию и подгонке передних стоек и задней стенки нашей кабины, мы занялись проемами дверей. Больший угол наклона стоек лобовых стекол определил и новую конфигурацию окна двери. (Фото внизу: слева - дверь до, справа - после "посадки" крыши кабины.)
От заднего "хвоста" пока решили отказаться... Планируется оставить позади кабины небольшую грузовую площадку, на которую можно поместить кроссовый мотоцикл или небольшой скутер и обязательно оснастить наше авто серьёзным буксирным устройством - вдруг, придется подцепить яхту или прицеп с парой квадрациклов...:)) Машинка то, строится для активного образа жизни!!!
На этот автомобиль, мы, принципиально, будем устанавливать основные узлы и агрегаты только отечественного производства - машина должна быть "своей в доску" !!!
Передний мост ГАЗ-3102 с вентилируемыми дисковыми тормозами. Колесные диски R15 от "Волги" с расширительными вставками под резину размером 275/60. (фото внизу)
Сердцем нашей "Бешеной Кабины" станет 5,5 литровый двигатель
ЗМЗ-41 с восемью поршнями по 100мм каждый. Коробка передач от родной ГАЗ-24.
Параметры двигателя | ЗМЗ-41 |
(Информация: "ОАО Заволжский моторный завод") |
Количество цилиндров | 8 | |
Рабочий объем, л | 5,53 | |
Степень сжатия | 6,7 | |
Ном.мощность брутто кВт(л.с.) при частоте вращения кол.вала мин-1 |
103(140) 3200-3400 | |
Макс.крутящий момент брутто Н.м.(кгс.м) при частоте вращения кол. вала мин-1 |
352,8(36) 2000-2500 |
|
Минимальный удельный расход топлива г/кВт.ч(г/л.с.ч.) |
333(245) | |
Расход масла на угар,% от расхода топлива |
0,6 | |
Диаметр цилиндра и ход поршня,мм |
100х88 | |
Масса,кг | 271 | |
Топливо | А-76 |
Часть третья: Практика и ещё немного теории...
Просматривая последние фотографии новых "поделок" от "Retro-STYLE", наш хороший знакомый ткнув пальцем в одну из них, задумчиво произнес: " ... Да... Не хотел бы я увидеть этого монстра в зеркале заднего вида своей машины..."
Эта фраза и определила судьбу данной фотографии... Час работы в "Photoshop" и параллельные рассуждения о судьбах мира добавили определенный колорит в итоговую картинку... П
редставляем новый постер - "Уссама Бен Ладен на горной дороге догоняет кортеж Джорджа Буша - младшего"... Извечная мысль всего прогрессивного человечества - "Догнать и перегнать Америку", усечена до неприличной простоты - ДОГНАТЬ И...!!! :)))
Ну, а мы и наша идея постсоветского "хотроддизма", основанная на всем "отечественном", получила небольшую оплеуху... Но об этом несколько позже...
А
пока, приятно осознавать, что груда запчастей, как-то незаметно превратилась
в реальный продукт, который теперь вполне можно назвать автомобилем...
Все основные узлы и агрегаты уже заняли свои места, нам осталось установить
навесное оборудование, проложить электропроводку и все трубопроводы.
Позже "новорожденный" пройдет первые ходовые испытания, после
которых - разборка и покраска...
Многие в своих письмах, приходящих в адрес "Retro-STYLE", просят подробно описать порядок работ и характерные особенности этой конструкции... Это и понятно, ведь в принципе, этот хот-род мы строим больше для удовлетворения своих амбиций в попытке доказать, что есть в родной стране достойное "железо"... Были бы руки... Особенно это было видно на примере нашего "Бархана", переделанного из заурядного ГАЗ 66, но, доказавшего всем скептикам, что подобная конструкция вполне востребована, а изготовить её по плечу любой мало-мальски оснащенной мастерской...
Попытаемся более конкретно описать уже выполненные работы по нашей "бешеной кабине"...
Заранее подготовленная кабина с "посажеными" оконными проемами устанавливается на новую раму на трех резиновых втулках-опорах. Конструктивно сама рама представляет из себя штатные коробчатые подрамники "Волги", которые частично вставляются в обрезанную переднюю часть рамы от грузового "УАЗа". Это позволяет использовать стандартные крепления переднего "волговского" моста и элементов рулевого управления. Восьмицилиндровый двигатель, агрегатированный с "волговской" коробкой прекрасно помещается за передним мостом, в углублении между основными лонжеронами рамы, практически не нагружая переднюю ось. Пришлось даже ослаблять жесткость "родных" пружин!!! Развесовка по осям получилась просто великолепная! Результат - "легкий руль" на такой большой машине приятно удивляет...
Пол кабины находится довольно высоко над рамой, и это пространство занимает плоский бензобак с изготовленным туннелем под карданный вал. Сама труба карданного вала немного укорочена.
Особенностью машины является отказ от классической рессорной задней подвески в пользу рычажно-пружинной со стабилизатором поперечной устойчивости. Основу новой подвески составляют четыре продольные и две диагональные реактивные тяги. Для этого пришлось приварить к "волговскому" заднему мосту дополнительные крепления для тяг и опоры пружин.
Для создания необходимого пространства работы заднего моста, "уазовская" рама была специально изогнута, вставлены дополнительные сегменты и силовые элементы
Предусмотрено крепление съемного буксирного устройства.
Хотя мы решили сохранить стилистику "сто пятьдесят седьмого" и использовать только его "родные" кузовные элементы, тем не менее помимо доработки непосредственно кабины, определенные изменения коснулись и "штатного" оперения... Так, был удлинен капот и его боковины, изменена ширина крыльев, уменьшены защитные решетки фар. Но основа эффектно открывающихся вверх и складывающихся боковин моторного отсека на рояльных петлях была сохранена...
Для крепления крыльев использовались переделанные кронштейны от того же "ЗиЛ 157". Своё привычное место занял высокий и узкий "родной" радиатор с комплектом "бронированных жалюзей".
Передний щит кабины был сдвинут максимально вперед, освободив дополнительное пространство для ног водителя и пассажиров. Внутри кабины установлен сплошной диван от "ЗиМа". Хотя регулировок сидения не предусматривается, эргономика рабочего места водителя просто отменная... Обзорность вполне нормальная, хотя конечно, с непривычки пугает непомерно длинный капот и относительно высокое положение водителя над уровнем дороги.
Машина, несмотря на кажущуюся внешнюю тяжеловесность и массивность, получилась достаточно легкой с низко расположенным центром тяжести. Но о её реальных ездовых качествах говорить пока преждевременно... Ходовые испытания ещё впереди...
P.S. Конфуз... Или одно не очень приятное открытие...
Основы нашей "хотрод-концепции" по использованию "только
своего железа", слегка покачнулись... Всё дело в том, что исходником
данного семейства ЗИСов, а в последствии и ЗиЛов, является...? Правильно
- заокеанский коммерческий грузовик 'International'.... Тогда, наши
дедушки-автостроители в очередной раз изменили нашей бабушке-Родине...
Радует лишь одно, у нашего"клонированного" головка (кабина)
немного поболее получилась, а в остальном... В общем, сам найди десять
отличий.
Часть четвертая: Опять теория...
К созданию именно этой (очередной теоретической) страницы сподвигло письмо-вопрос от одного из наших посетителей Дмитрия Фурсова... Вот текст его письма...
- Уважаемые господа!
Вопрос вот какой - каким образом вы планируете выходить из ситуации неподходящих передаточных отношений в волговской коробке для двигателя ЗМЗ-41? Планируется ли изготовление новых шестерней с подбором передаточных чисел, или замена главной пары на более подходящую?
Ниже наш ответ, который возможно будет интересен многим...
Да действительно, подобного рода ситуация обсуждалась... (и не раз!!!:)))
У нас в команде порой идет очень жесткая борьба между "теоретиками" и "практиками", но иногда к недоумению первых, вторые на деле доказывают жизнеспособность порой "теоретически бредовых" идей...:(( Конструкция о которой мы сейчас говорим во многом компромиссная... Если с "Барханом" все было ясно и понятно, то "Зил" - это своего рода экспериментальная лаборатория на колесах, на которой мы бы хотели отработать некоторые технические и технологические решения. В частности - это "сборная" рама автомобиля (подрамники "24" и "лестница" от Уаз 452), много-рычажная подвеска заднего моста "3110", и (ваш вопрос) стыковка (доступной) "восьмерки" с проверенной (но легковой) КПП...
Теперь подробнее к сути вопроса...
Да, характеристики "восьмерки" отличаются от двигателя "24-ки"... Начнем с максимальных оборотов (по мощности)... По паспорту - "потолок" нашего "41-ого" лежит в пределах 3200-3400 об/мин, у "24-ых" аналогов он находится уже на 4500-4600 об/мин... Несложный расчет покажет потерю скорости (нашей схемы) в 25-30% от максимально достижимой на "24-аналогах" на всех передачах. Обороты макс.крутящего момента у обоих двигателей практически одинаковы - это 2000-2500... Из этого следует что рабочий диапазон (крутящий момент / мощность) в нашей схеме меньше на целую тысячу оборотов, что заставит нас в два раза усиленнее работать рычагом коробки передач?! Но это опять - теоретически... Практически же - это с лихвой компенсируется тягой и "эластичностью" работы многоцилиндрового двигателя на очень легкой машине, когда можно спокойно трогаться с более "высоких" передач и не заботиться о своевременном переходе на более низшую...
А, как-же компенсировать эти недостающие 30 процентов скорости на прямой передаче? Технически - установкой более "скоростного" моста, а, теоретически (и практически) - доказать то что колеса несколько большего размера (275/60 15) за один оборот проходят немного больший отрезок пути...:)) Хотя, вопрос достижения максимальных скоростей никогда и не стоял в процессе "обдумывания" данной конструкции, да и аэродинамические качества машины не позволяют говорить о скоростях выше 120-130 км/ч... Но эффектно, с дымком из под колес, тронуться и "оторваться от светофора" здесь получится....:))
Более серьезны опасения наших "теоретиков" относительно надежности работы "легковой" коробки передач в паре с таким двигателем... На что наши "практики" отвечают - сделаем, проверим, испытаем! Хотя, в принципе, действительно - нагрузка на КПП совсем не большая. Сравните - полностью груженые "РАФики" на маршрутах отхаживают годами, и ничего... А у нас - всего лишь вес кабины и двух человек!
О возможных доработках штатной коробки по подбору оптимальных передаточных чисел...
Конечно, "довести до ума", и коробку, и сам двигатель можно, а порой и нужно! Но...! Один из определяющих принципов работы именно с этим проектом - некая "народность" автомобиля, который можно построить в сарае из "подножных запчастей" при помощи "подручных средств"...:))) Нам, просто хочется вывести "породу" доступных, понятных, отечественных "хот-родов"... А кто, и как, потом "навернет" свой собственный "сбесившийся ЗиЛ-157" - то это, как говорится, уже совсем другая история...
В дополнение к нашему ответу будет отчет о первых ходовых испытаниях, где возможно "вылезут" все огрехи конструкции, в том числе и связанные с работой КПП... Ждать осталось недолго...
И продолжая тему об особенностях нашей "бешеной кабины", считаем своим долгом подробнее рассказать о конструкции задней подвески...
Определяющим фактором в выборе именно этой схемы стало то, что машина должна иметь более "информативную" и компактную подвеску заднего моста.
Изучая всевозможные варианты зависимых рычажных подвесок, мы остановили свой выбор на конструкции, состоящей из шести рычагов, где в качестве упругого элемента использованы пружины.
Непременное условие постройки - "ставить все отечественное" было соблюдено...:)) Пружины и реактивные тяги пригодились от "любимых жигулей", а, стабилизатор поперечной устойчивости от "Волги" (на схеме не показан)... К "чулкам" и картеру моста от "3110" были приварены дополнительные опоры и проушины...
Кинематика работы подвески следующая: две длинные нижние продольные тяги отвечают за обще положение моста относительно рамы, две верхние (желтые) диагональные тяги удерживают мост от боковых перемещений и, одновременно, не дают ему "скручиваться" при троганьи и торможении. Им в этом помогают дополнительная пара верхних коротких продольных рычагов.
В схему подвески, также, введен и стабилизатор поперечной устойчивости.
В целом конструкция получилась очень легкая и, будем надеяться, весьма
надежная...:))
Часть пятая: Сборка и первые самостоятельные шаги...
Схематический чертеж
Вот и пришло время подвести итог полугодовой работе.
Машина обрела номера и свое законное название - MAD Cabin...
Работы пока полностью не завершены, еще предстоит "пошить" салон, "одеревянить" панель приборов и подключить всю проводку. Но, уже понятно - машина состоялась! Забегая вперед, хочется видеть в этом нашем первом образце тот "культовый кар", о котором мы говорили пару лет назад, рассматривая первые компьютерные наброски...
Вопреки прогнозам скептиков, машина не кажется грузовиком на маленьких
колесах. Удлинив капот и "посадив" крышу, нам удалось придать
кузову внешнюю стремительность, сохранив основные линии и пропорции
"стопятьдесятседьмого"...
Полированный передний бампер, "богатый" цвет кузова и колесных дисков говорят о ранге автомобиля. Темно-зеленый "металлик", на бликах отливает золотом, а теневая сторона становится матово-черной... Очень интересный цвет! А, известно ли вам, что "темная зелень" - это исторический цвет спортивных английских машин?
Вот и определились... Это "советский джентельмен" с далекими
американскими корнями в строгом английском костюме...:))
Тип
кузова мы определили как "легковой тягач"... Оно так и есть.
Характеристики? Громадный крутящий момент и спринтерский темперамент.
Первая передача в повседневной езде ему не нужна, этот двигатель без
напряга тронется даже с третьей... О максимальной скорости говорить
не приходится - не та аэродинамика и параметры трансмиссии. Но в пределах
до 100-120 км/ч он вполне "конкурентноспособен"... На резкий
"газ" реагирует прыжками... Впечатляет...!!!
Первый небольшой пробный выезд ознаменовался поломкой "вечного" (по уверениям продавца) тракторного диска сцепления. Разлетелись шарики из подшипника подвижной центральной втулки! (Нафига она там нужна была подвижная...? Загадка от трактора...) Выход - ввариваем в обычный диск сцепления (ГАЗ 53) шлицевую часть от "Волги"... Попутно разобрали новую коробку - не включается первая... Качество новых отечественных запасных частей, мягко говоря, плоХое-Е-Е...!!! Все шестерни синхронизаторов пришлось дорабатывать напильником...
Разобраться с компоновочной схемой агрегатов машины можно взглянув на нижние фотографии... Двигатель смещен далеко внутрь базы, не перегружая передний мост, это позволило отказаться от необходимости установки усилителя рулевого управления. Бензобак лежит на раме и помещается под полом салона, его горловина выведена на левую сторону кабины. Сама кабина крепится на трех резиновых опорах. Видна пружинная задняя рычажная подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости.
Правда, приходится признать, что досконально согласовать взаимное расположение всех кузовных делалей при рамной конструкции довольно сложная задача. А учитавая "игру" рамы на неровностях дорожного полотна, приходится еще решать и проблемы "взаимотрения" этих же деталей...
В целом на "шлифовку" соосности и состыкованности капота и облицовки, крыльев и закрылков, плюс "центровка по раме" самой кабины, ушла уйма времени... Было решено, что проще делать полунесущий кузов, чем столько времени тратить на подгонку уже готовых деталей.
Помечтаем? Возможные модификации и подвиды автомобиля 'MAD Cabin'
‘Street Monster’ - это модификация весьма “заряженной” дорожной версии. У машины характерный прижатый к асфальту агрессивный силуэт со скошенной вперед облицовкой радиатора, еще более “посаженная” вниз крыша кабины с маленькими “окнами-бойницами”. Большие колеса с дисками размером 21’, слегка прикрытые декоративными крыльями. Венчает композицию громадное антикрыло, установленное позади кабины. Агрегатным донором вполне может послужить и двенадцатицилиндровый двигатель “мерседес”, установленный в нашу раму с эффектно выведенными в стороны выхлопными раструбами... Дьявольский окрас... Не стоит ограничивать буйство фантазий владельца подобного “дорожного монстра”!!!
‘Off-road 4x4’ - полноприводная версия. Думается найдется немало желающих приобрести столь необычный внедорожник...
‘Road Train’ - как следует из названия - “Дорожный Поезд”. Машина для любителей далеких путешествий. Характерное отличие от предыдущих версий - удлинённая база и наличие третьей оси. Позади кабины размещается большой спальный отсек, место небольшого переднего бампера занимает огромный угловатый “кенгурятник”. Высоко поднятые выхлопные трубы, обилие хрома, дополнительные баки и множество фонариков... Дорожное приключение в стиле ‘Western’!!!
Часть шестая: Пробег протяженостью 3 500 километров...
... экипаж машины боевой...!!!
С большим ящиком-рюкзаком за спиной, наш "MAD Cabin" отправился в далекое и неизведанное... Путь предстоял не легкий...
После первого ночного перегона, экипаж, пошатываясь, выбрался из тесной кабины на каменистую почву далеких земель. Подкрепившись и осмотрев авто, делаем пару снимков для истории и трогаемся дальше... Самые первые ощущения от машины - великолепная курсовая устойчивость и... низко расположеная верхняя кромка лобового стекла. Очень хорошо видно дорогу, и только дорогу... Аналогчные чуства испытываешь когда надвигаешь кепку на глаза. Впрочем, к этому привыкаешь очень быстро и скоро начинаешь считать это неудобство нормой.
Бездорожье сразу сказалось на подвеске - передние пружины уже через пятьсот километров потеряли свою жесткость... Экипаж, преодолевая очередную "полосу препятствий", со смирением ожидал более серьезных поломок, но... Забегая вперед, скажу - за все время этого трудного пути не было ни одной серьезной проблемы!!! Под Челябинском пропало "электричество" на часть приборов и фары головного света, а в районе Нижнего Новгорода ослабло крепление одной фары на "люстре"... И всё...!!! Надежность машины - на "пятерку"!!!
"MAD Cabin" очень и очень динамично, со "второй",
разгоняется до "сотни" и "упирается" в рубеж 120
км/ч... Такова плата за низкооборотистый, но тяговитый двигатель...
Хотя нашему "тягачу" не помешала бы пятиступенчатая коробка.
На удивление, у почти легковой машины сохранились все повадки настоящего
грузовика - специфический шум, тугая педаль сцепления, и высокая посадка.
Своего "обмельчавшего" родственника признают все без исключения
"поливные" - редкий водитель КаМАЗа не удостоит нас приветственным
гудком... Мы тоже отвечали баском своих воздушных сигналов.
Вот и конечная цель нашего путешествия - Москва, выставочный комплекс на Красной Пресне, международный Автосалон - 2003...
За четверо суток машина прошла больше трех с половиной тысяч километров по просторам нашей бескрайней родины, преодолев три границы, останавливаясь почти на пол-сотне постов ДПС... Равнодушных не было! Всем нравился наш автомобиль... Кто просил "подудеть", кто просил посидеть за рулем, кто спрашивал о цене...
Москва встретила дождем, говорят - к счастью... Посмотрим...
Часть седьмая: Картинки из жизни... Красивой...
Автомобиль потихоньку обрастает историей...
Перебрав груду фотографий решили отойти от сухой констатации фактов
из жизни "Mad Cabin", и просто показать интересные ракурсы
и постановки с участием машины. И... Никаких комментариев...