Не верьте глазам своим - они вас бессовестно обманывают! Это - не Hummer! Перед вами - российский автомобиль под названием «Партизан», построенный на шасси ГАЗ-66. Невероятное сочетание легендарного американского стиля и легендарной российской проходимости выплеснулся в уникальном проекте, родившем у нас бурю противоречивых эмоций!
Об этических и юридических аспектах такого подхода к «разработке» дизайна судить не беремся, но не рассказать о столь удивительном внедорожнике мы не могли.
Основной идеей конструкторов этого чудовища было построить стильный и практичный автомобиль для охотников и рыболовов. Чтобы не только проехать можно было куда угодно (в разумных пределах, конечно), но и потешить самолюбие внешним видом и общим стилем. Чтобы все на дороге обращали внимание. И этих целей они добились полностью!
Главным идеологом проекта стал Вячеслав Юрьевич Дмитриев, 28-летний таможенный брокер. В свое время он объехал почти весь Аравийский полуостров, где, по-видимому, и был сражен образом Hummer. Конструкторский коллектив состоит из четырех человек: профессионального автослесаря, способного своими руками изготовить все что угодно, кандидата наук, принимающего нестандартные технические решения, и еще двух умельцев, участвующих во всем понемногу. Первый хаммероподобный автомобиль, который был построен, купили просто немедленно! Авторы на нем даже не успели поездить - он так понравился покупателю, что тот сделал конструкторам предложение, от которого было невозможно отказаться. Автомобиль, о котором мы вам рассказываем, - это уже второй экземпляр «Партизана».
Что касается внешнего сходства с Hummer, то оно очень велико, но о полной идентичности говорить не приходится: различий все же довольно много - начиная от габаритных размеров и заканчивая отдельными дизайнерскими штрихами.
На постройку кузова тратится всего одна оригинальная кабина ГАЗ-66: в дело идет практически все! Правда, капот, крылья и борта автомобиля самодельщики формуют из пластика - для этого они изготовили оригинальные матрицы. Кабину режут пополам и полностью удаляют нижнюю часть. Что самое интересное, она сваривается уже будучи установленной на раму - так удается добиться большей точности подгонки по зазорам. Полик при этом получается полностью самодельным. Кабина крепится к шасси четырьмя подушками. Кстати, общий вес кузова составил всего 320 кг.
Салон - целиком самодельный. С грузовиком его роднит приборная панель, а с Hummer - огромной ширины трансмиссионный тоннель.
При разработке концепции этого автомобиля авторы поставили перед собой задачу применять только отечественные комплектующие, и в итоге используемое шасси ГАЗ-66 претерпевает минимальные изменения. Переделки ограничены обрезанием «лишних» листов в рессорах, что помогло смягчить ход изрядно полегчавшему грузовику, установкой «газелевских» амортизаторов и отсечением торчащих спереди и сзади законцовок рамы. Чужеродными являются только колеса с шинами КФ-105А 18R низкого давления, выбранные для дополнения внешнего облика и повышения мягкости хода. Из-за них для увеличения ширины и изменения вылета «родные» диски от ГАЗ-66 разваривали примерно на 70 мм. Еще одним очень важным моментом является то, что двигатель и трансмиссия смещены назад и вниз, что помогло изменить развесовку в лучшую сторону и снизить центр тяжести автомобиля. Кроме того, это облегчило компоновочные работы по салону и под капотом. В результате органы управления трансмиссией расположены довольно удобно, как у любого нормального автомобиля капотной компоновки. Подкачку шин, которой оснащен ГАЗ-66, конструкторы посчитали на своем автомобиле излишней и удалили, решив, что при рабочих 0.8 атм она просто не нужна.
Кроме подкачки после изготовления «Партизана» от ГАЗ-66 остаются невостребованными сиденья и кожух, закрывающий двигатель. Кроме того, выбрасываются все «родные» пучки проводов - электрическую часть изготавливают полностью заново, потому что это самая слабая часть «шестьдесят шестого». Светотехника исключительно отечественная: фары головного света - от ГАЗ-66, повторители и указатели поворота - от ВАЗ-21011, а передние подфарники изначально являлись... плафонами освещения кабины, устанавливаемыми на многих отечественных грузовиках.
Открыв капот «Партизана» (сделать это, между прочим, можно только вдвоем), убеждаемся, что радиатор установлен не как у Hummer - наклонно, а вертикально, и нижняя часть его практически ничем не защищена. Кроме того, аккумулятор и расширительный бачок живут непосредственно в колесной арке и поливаются грязью, летящей с колеса. Там же, снаружи, расположены шланги отопителя салона. Авторы как раз сейчас конструируют брызговики, защищающие эти детали.
В качестве максимальной скорости отцы «Партизана» заявляют рубеж в 110 километров в час, но откровенно признаются, что комфортной скоростью можно считать 80 - 90 км/ч, не более. При этом предельная эксплуатационная скорость резины составляет 40 км/ч. Правда, по словам самодельщиков, испытания показали пригодность ее использования на заявленных скоростях, но насколько представительными можно считать их исследования? На наш взгляд, имело бы смысл применить внедорожную резину импортных производителей, что, конечно, сказалось бы на себестоимости машины, но зато давало бы ее владельцу больше гарантий безопасности.
Управляемость «русского хаммера» осталась на уровне донора, и попытки всерьез оценить его поведение в экстремально крутых поворотах выглядели бы, мягко говоря, не здорово. Ну а внедорожные качества ограничились выбором резины. Для испытаний «Партизана» мы выехали в район джип-триальной трассы в Зеленограде. Перед этим недели две поливали дожди, и езда по раскисшей глине выявила, что колеса «Партизана» очень плохо самоочищаются - машина буквально «плавала» там, где Mitsubishi Pajero нашего фотографа на узких шоссейных покрышках ехал ровно. Однако кулачковые дифференциалы повышенного трения не давали автомобилю спасовать на подъемах. Понятно, загонять такую тяжелую машину (2200 кг) на столь слабой резине в глубокую колею или болото без лебедки мы не стали - результат был заранее известен. Зато мы сосредоточились на проверке геометрической проходимости машины. На остром переломе рельефа выявилась следующая особенность - у автомобиля очень хрупкие, просто декоративные порожки. На трофических «уазиках» и Land Rover Defender эту деталь обычно просто отрезают, потому что она первой цепляется за любое препятствие и сминается. Их стоило хотя бы защитить трубами.
Приятным моментом стала устойчивость машины. Еще бы, при сочетании такой длины и ширины со столь низким центром тяжести опрокинуть этого зверя очень непросто. Ну а что касается практически отсутствующей артикуляции мостов - ходы рессорной грузовой подвески невелики, - то это компенсируется отчасти скручиванием рамы, а отчасти - наличием дифференциалов повышенного трения, спасающих от диагонального вывешивания. Мы, конечно, не стали гонять уникальную машину по трассе Чемпионата России по джип-триалу, но не удержались и на бетонный блок все-таки заехали. И стало понятно, что, если бы не огромная длина базы и низкие порожки, по бетонным блокам проехать было бы можно!
Если же сравнивать «Партизана» с автомобилями, в которых он состоит в физическом и духовном родстве, то можно сказать следующее: «шишигу» он превосходит по проходимости и комфорту во много раз, примерно столько же не дотягивая до Hummer. Однако по цене он при этом все же ближе к ГАЗ-66...
Плюсы
неповторимый узнаваемый стиль
удобство управления(по сравнению с ГАЗ-66)
цена
Минусы
неважная управляемость и маневренность
недостаточно высокая проходимость (на комплектной резине)
недостаточный комфорт (сильная тряска и много шума)