Патрульный ультрамобиль забронировал экипаж в раковине
Кабина у этого броневика прямо-таки космическая: причудливое остекление неизбежно вызывает "звёздные" ассоциации. Но преимущества данного транспортного средства, конечно же, совсем не в этом. Авторы проекта хвастаются усовершенствованиями по двух ключевым направлениям: живучести и безопасности в работе.
Кое-кто уже поспешил заявить, что этот грозный автомобиль заменит Humvee.
Такого решения пока никто не принимал. ULTRA AP — это всего лишь концепция "машины боевой", демонстрируемая 13-15 сентября на выставке передовых военных технологии в Виржинии (Modern Day Marine Expo).
Приставка "AP" вовсе не отсылает нас к информагентству Associated Press, а расшифровывается как "бронированный патруль" (Armored Patrol).
Разработкой ULTRA занимались специалисты технологического института Джорджии (GTRI), управления военно-морских исследований США (Office of Naval Research — ONR) и инженеры из ассоциации автогонщиков NASCAR. Как видите, создание ULTRA AP объединило военных, гражданских учёных и инженеров.
В чём-то броневик действительно соответствует своему "ультра-названию"
За основу был взят "скелет" серийного грузовичка – дизельного пикапа Ford F-350 — и в этом есть смысл:
"Мы решили использовать имеющееся в продаже транспортное средство потому, что у него уже по умолчанию есть масса достоинств, — объяснил инженер GTRI Гэри Кэйлл (Gary Caille). — Автомобильная индустрия потратила кучу денег на безопасность шасси и прочее, так что мы спокойно можем работать с этой машиной".
Теперь о живучести. Создатели ULTRA AP понимают её как максимальную защиту находящихся в броневике людей. С этой целью в GTRI, прежде всего, была разработана новая броня — "лёгкая и рентабельная" — которая способна обеспечить "круговую" защиту экипажа.
"Сейфовая" дверца поднимается, и на входе нас встречает пассажирское сиденье
Он находится в "бронированной раковине", которая отклоняет взрывную волну и действует как защитная дуга или клетка, если машина переворачивается.
Также четверых "обитателей" транспортного средства иначе рассадили: отказавшись от традиционной конфигурации "два плюс два", инженеры применили "алмазное расположение".
Все сиденья находятся между колёс (при взрыве мины чем дальше от колёс – тем лучше) и смотрят на все четыре стороны. По идее, это улучшило обзор.
Сколько управление военно-морских исследований вложило в это денег — секрет
Что касается "беспрецедентного уровня мобильности и безопасности в эксплуатации", то здесь ставка сделана на бортовые компьютеры и передовые технологии.
Система ночного видения, радары, контроль стабильности, антиблокировка тормозов, круиз-контроль и тому подобное названы одним словом "e-safety". Всё это сделало ULTRA AP, по словам его строителей, самым "продвинутым" транспортным средством вооружённых сил.
Ожидается, что после выставки в Виржинии управление военно-морских исследований будет в состоянии оценить броневик и решить, что с ним делать дальше, и делать ли.
Причём на долгие раздумья у ONR времени нет: внутри Humvee за два года операции в Ираке погибло более 350 солдат, и Пентагону срочно требуется эффективный заменитель этого джипа.
С левой стороны рисунка — "бронированная ракушка" для экипажа, видно расположение сидений. Справа в углу показано, что броня состоит из 5 слоёв: 1- материал Linex плюс краска (внешняя сторона корпуса), 2 — алюминий, 3 – композит алюминий-полимер, 4 – сталь, 5 – снова Linex
Если б не война в Ираке, с преемником родившегося в 1970-х Humvee можно было бы подождать до середины следующего десятилетия. Джип хорошо себя показал в районе Персидского залива, в Боснии, Косове и других местах.
Но иракские бомбисты, ведущие городские бои, оказались Humvee не по зубам.
Поэтому сначала армии под давлением Конгресса пришлось дополнительно бронировать Humvee и закупать больше моделей с установленной на заводе бронёй.
Затем выяснилось, что Humvee не справляется с лишним весом добавленной брони — переворачивается, зарывается в песок.
ULTRA 3T — ещё один концепт военного джипа от GTRI, не описанный в данной статье. Машина в стадии развития, о ней неизвестно практически ничего
Короче говоря, стало ясно, что многие недостатки невозможно устранить без полной модернизации, то бишь — без создания принципиально новой машины, которая будет изначально ориентирована на использовании в бою, а не в тылу, как многострадальный Humvee.
Так что военные уже бросили клич и собираются рассмотреть проекты новых машин этой осенью. Рабочие опытные образцы они хотят испытать в июне 2006-го.
А в 2008-м у армии должна появиться новая машина, которая полностью заменит примерно 24 тысячи Humvee, в настоящее время разъезжающих по Ираку и Афганистану.
Станет ли преемником ULTRA AP? Его шансы оценивать, по меньшей мере, преждевременно. Из конкурентов мы видели разве что экзотический по начинке Shadow RST-V, да умные джип с грузовичком из серии SmarTruck: раз, два. Есть вероятность, что нам и других покажут. Тогда и прикинем.