Самодельный вездеход
Идея собрать внедорожник у меня появилась ещё несколько лет назад, но тогда я ещё понятия не имел, как и из чего буду делать. Были лишь примерные наброски "в уме". Ездил я тогда на "Волге" 74 года; надо сказать - машина очень выносливая и практичная; но досталась мне уже с "убитым" кузовом. И вот однажды, на какой-то лесной кочке, я услышал сзади удар и, заглянув в багажник, обнаружил внутри конец рессоры с серьгой, который проломил "сгнивший" лонжерон. Тогда я понял, что "час пробил", и работа закипела.
Изначально были изготовлены колёса. Резину 15,5/65-18 от птс-6 я подобрал на свалке ещё в 95-ом (благо тогда свалок этих было не счесть!) и после небольшого ремонта и покупки новых камер она благополучно отходила на моей первой "самоделке" тысячи километров (но это другая тема). Были куплены новые УАЗ-овские диски, на них наварены посадочное кольцо от ИЖа и шпильки для крепления ответной части (колесо разборное), также сделанной из ИЖ-евского обода.
Колёса установил на мосты от УАЗа, затем сварил раму и установил её на мосты. Конечно не всё получилось с первого раза, приходилось подгонять и переделывать. Рама изготовлена из натурального швеллера №12, что при небольшом весе (около 200 кг) придаёт отменную жёсткость. Кузов от "Волги" также закреплён на раме без резиновых амортизаторов что хоть и несколько повышает шум в кабине, но придаёт конструкции дополнительную прочность.
Подвеска: задняя - 10-листовые УАЗ-овские рессоры, дополнительно усиленные Волговскими пружинами; передняя - несколько сложнее, рычажно - пружинная. Амортизаторы везде штатные Волговские.
Доработаны и сами мосты: установлены кулачковые самоблокирующие дифференциалы; в переднем кроме того, стандартные ШРУСы заменены на т.н. "безшаровые", имеющие больший допустимый угол поворота; а также усилены разъёмные соединения.
Рулевой механизм применён от КамАЗ-5320, насос ГУРа - от ЗИЛ-130. Кроме насоса, на двигатель был дополнительно установлен второй генератор для питания 24 - вольтовой лебёдки. В качестве двигателя лебёдки использован доработанный стартёр от "Урагана". Разумеется, был установлен и второй аккумулятор. Кстати оба они вынесены из подкапотного пространства в заднюю часть машины.
Машина была готова (в первоначальном виде) весной 2003 года, официально зарегистрирована осенью того же года. Двигатель изначально стоял Волговский 24Д, затем (замучившись каждый месяц ремонтировать сцепление) поменял на УМЗ-417. КПП на обоих движках стояла УАЗ-овская, с постоянно включенной пониженной передачей в раздатке. Собственно раздатка - от ГАЗ-69, затем (и до сих пор) от "Нивы". Вопреки опасениям, ненормальный для неё крутящий момент она выдерживала.
Проходимость машины порадовала: при весе гружёного УАЗа площадь опоры превышает тот же показатель ГАЗ-66, дорожный просвет так же больше. Однако главным и весьма существенным "минусом" бала низкая надёжность двигателя, из-за которой я неоднократно попадал в неприятные ситуации. Тут и поломка шестерни распредвала, почему-то изготовленной из текстолита (неужели сталь экономили???) посреди центральной улицы города (вызывал эвакуатор); и отказ в глухом лесу НОВОГО (!) бензонасоса, диафрагма которого оказалась "изготовлена" чуть-ли не из презерватива (установил на крышу "капельницу" из канистры), да и многое другое...
И вот главное на настоящий момент "обновление": весной 2005 года я приобрёл контрактный Тойотовский силовой агрегат: двигатель 1G-GZE "SuperCharger" мощностью 170 л.с. с коробкой - автоматом. Двигатель - двухлитровая рядная бензиновая "шестёрка" с механическим турбонагнетателем, т.е. приводится не выхлопными газами, а ремнём от самого двигателя. Такая конструкция гораздо надёжнее, особенно для внедорожника, хоть и имеет несколько больший расход топлива. Установка его потребовала значительных изменений в конструкции передней части кузова (было удалено всё "лишнее"), а также установлена дублирующая система выпуска (ранее стояла одна - под правым передним крылом, что видно на старых фотографиях).
Результат превзошёл мои лучшие надежды - из "ленивой коровы" вездеход превратился в этакого весьма резвого "монстрика". Максимальная скорость выросла с 50 до 90 км/ч (правда вызвала необходимость балансировки колёс), возросла и динамика разгона.
Вместе с тем, естественно, возникла новая проблема: опасение за прочность трансмиссии. В планах у меня - заменить раздатку и мосты на более "серьёзные", изготовить новую приборную панель, ну и завершить работы внутра кабины...