История модели "ЧАЙКА"
Шел 1957 год. Завод имени Молотова стал просто "ГАЗом", а его продукция утратила букву "М" в индексах. Тем временем в экспериментальном цехе завершалась сборка первого опытного образца нового автомобиля высокого класса ГАЗ-13, призванного заменить давно устаревший ЗИМ. Внешность новой машины была скопирована с американского автомобиля "Паккард Каррибиен" 1955 года.
Первый опытный образец ГАЗ-13 еще значительно отличался от машин; запущенных в мелкосерийное производство 16 января 1959-го. Над нишей заднего колеса не было второго молдинга, форма задних фонарей и стоп-сигналов разительно напоминала "паккардовские". Автомобиль был окрашен по тогдашней моде в два цвета - темно-вишневый и светло-бежевый. И самое главное - капотное украшение в форме летящего истребителя. На передней облицовке радиатора красовалось стилизованное изображение чайки. "Горьковчане - жители города, стоящего на Волге, - часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки, - пояснял зарубежным потребителям каталог "Автоэкспорта". - И когда встал вопрос о том, как назвать новую легковую машину высшего класса ГАЗ-13, горьковчане автомобилестроители выбрали ей имя "Чайка".
Над созданием "Чайки" работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В. Соловьев, Н. Юшманов, Г. Пономарев, В. Гнетнев, П. Сыркин, О. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков.
"Чайка" была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Рабочую смесь готовил четырех камерный карбюратор. Хотя основная идея двигателя была заимствована у "крайслеровской" "восьмерки", силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения - в несколько измененном виде эти моторы устанавливались впоследствии на бронетранспортеры.
Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты - автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели.
Несущим элементом "Чайки" стала Х- образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились - ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и продольные полуэллиптические рессоры сзади.
Большинство 13-х "Чаек" имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако, по спецзаказам, в основном Министерства обороны, на автомобиль могла быть установлена внутренняя перегородка между водительским и пассажирским отделениями.
Такая модификация носила индекс ГАЗ-13 А, кроме этого эксклюзивным тиражом были выпущены ГАЗ-13Б - эти машины имели открытый кузов типа фаэтон, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места.
В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. "Бардачок" рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиков для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров. На "Чайках" ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна "Чайка" даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Хрущева "Чайку" получили: Писатель Михаил Шолохов, космонавт Юрий Гарагин, балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро.
Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в "Интурист", дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В 1963 году горьковскими дизайнерами была предпринята попытка, модернизировать внешность автомобиля. "Чайка" получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора и измененную форму бамперов. Однако дальше опытного образца работа не пошла - до самого своего конца стилистическое решение ГАЗ-13 оставалось без изменений.
К началу 70-х годов детройтское "барокко", с его вычурными формами, плавными, округленными линиями и килограммами хрома отошло в прошлое. Ему на смену пришли острые углы и прямые линии. "ГАЗ-13" стал смотреться довольно архаично. И правительство вкупе с политбюро ЦК КПСС дали команду на создание новой модели.
Первоначально решили ограничиться только изменением кузова - благо рамная конструкция это позволяла. Однако, согласно техническому заданию, следовало изменить посадку водителя и пассажиров. Поэтому существующая высота капота оказалась слишком большой, а колесная база - слишком маленькой. После бесплодных попыток "вписать" новый кузов в параметры старой рамы стало понятно: машину надо делать практически заново. Проектировщики начали разработку нового образца. Изменилась колесная база, по-другому были скомпонованы двигательная установка и трансмиссия. В частности, двигатель пришлось опустить значительно ниже, изменилось размещение коробки скоростей, были выбраны другие точки крепления кузова к раме. В экспериментальном цехе были изготовлены опытные образцы, которые отправили на испытания. Это были не полигонные пробы. Машины пошли в длительный пробег по дорогам Крыма и Кавказа. Такой подход был вполне оправдан: наиболее важные узлы - рулевой механизм, тормоза, двигатель, подвеска - отличались от аналогичных модели "ГАЗ-13" несущественно. Результат несколько расстроил разработчиков: ходовые качества автомобиля не достигали требуемых техзаданием.
Прошел год. Сотрудники конструкторско - экспериментального отдела ГАЗа трудились, не покладая рук. Одновременно с доработкой ходовой части дизайнеры разрабатывали салон и элементы отделки. Новый испытательный пробег был более удачным. Теперь необходимо было поработать над обеспечением комфорта пассажиров. Машина ведь предназначалась исключительно для обеспечения их сановного удобства. Инженеры разработали специальный тип звукоизоляции - шум снаружи практически не проникал в салон. Поработали и над плавностью хода. Благодаря удачному сочетанию широких высокопрофильных шин, мягкой подвески, специально разработанных амортизаторов и длинной базы автомобиль "ГАЗ-14" (так он был назван) буквально плыл над дорогой. Только при большой скорость появлялась еле заметная раскачка, с которой так и не удалось справиться. Следует отметить специальную, "беспороговую" конструкцию дверей - благодаря ей увеличился дверной проем, соответственно, удобство посадки в автомобиль.
"ГАЗ-14" был первой моделью завода, обильно нашпигованной различными электроприводами и электроникой. Электростеклоподъемники, индивидуальная автоматическая система вентиляции и отопления, электромеханический привод заслонок воздухозаборников, электронное зажигание - вот неполный перечень таких новшеств. В общем, что касается комфорта, машина содержала массу нововведений.
А как обстояло дело с остальными узлами? Как ни странно, здесь никаких революционных решений не просматривалось. Большинство агрегатов было позаимствовано от предшественника, разве что мотор подвергся незначительным усовершенствованиям. Новыми были только бесшкворневая подвеска передних колес и передние дисковые тормоза. Да еще впервые применили струйную систему очистки фар. Модернизированный 5-литровый двигатель мощностью 220 лошадиных сил, разгонял "Чайку" до 100 км/ч всего за 15 секунд. И это - при массе в 2,5 тонны! Максимальная скорость составляла 175 км/ч, расход топлива - 16 литров на 100 км.
В октябре 1977 года была изготовлена первая промышленная партия. Этим занимался ПАМС - отдел ГАЗа по производству малых серий. За год выпускалось порядка сотни машин, в основном - классические представительские седаны.
Фактически "ГАЗ-14" был "младшим братом" правительственного "ЗИЛа". В связи с этим варианты выпускаемых машин во многом совпадали. Так, в парадах на Красной площади "ЗИЛы" с кузовом "кабриолет". А для парадов в округах изготавливались "ГАЗы-14" - кабриолеты.
Так все и шло, пока в 1988 году не началась борьба с привилегиями. Сначала запретили использование этой машины - заменили "Волгой" "ГАЗ-3102". Но этого показалось мало, и "Чайку" сняли с производства. И не просто сняли. Была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы и так далее. За всю историю автомобилестроения это был единственный случай такого рода!
В 1996 году руководство завода решило возобновить производство "Чайки". Увы : Уничтожать у нас научились на совесть - не осталось практически ничего. Разработка заново была экономически нецелесообразна. Возрождение так и не состоялось.