Американская компания "AM Дженерал", специализирующаяся на военной продукции, в 1991 году предложила всем желающим многоцелевой армейский автомобиль (класса грузоподъемности тонна с четвертью) под названием "Хаммер". Логика такого решения была проста - зачем простаивать производственным мощностям и персоналу, если военных заказов недостаточно для нормальной работы? Впрочем, тогда в компании и не рассчитывали на серьезный успех - ожидали реализации лишь нескольких тысяч в год. Однако новая машина, несмотря на свою дороговизну, нашла-таки покупателей: только за 1992-1993 годы продано около 40 тысяч штук. Таким образом, на рынке появился новый тип индивидуального транспортного средства особо высокой проходимости. По сравнению с "Хаммером" такие машины, как "Джип-Рэнглер" или "Ленд-Ровер", кажутся обыкновенными легковушками, лишь приспособленными для бездорожья. Что же представляет собой эта машина? "Хаммер" создан по заказу сухопутных войск США в качестве универсальной машины для перевозки личного состава и грузов. Им планировали заменить сразу четыре типа легких армейских автомобилей. На стадии разработки эта машина несла аббревиатуру HMMWV - High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, что означало "высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство". Затем разработчики стали называть ее просто "Хамви", а после регистрации новой торговой марки "Hummer" это название стало вполне официальным. Впрочем, специалисты "AM Дженерал" считают, что как аббревиатура HUMMER могла бы означать High Utility Maximum Mobility Easy Rider, то есть "многоцелевой легкий наездник максимальной проходимости".
Кто проедет через такие камни?
Первый прототип "Хаммера" появился на армейском полигоне в штате Невада в августе 1980 года, а через пять лет (с сентября 1985-го) эти машины начали поступать на вооружение армии США и других стран мира. К началу 1993 года их выпущено более 100 тысяч. Военных модификаций "Хаммера" - свыше 20, но мы расскажем только о "гражданских" модификациях 1994 модельного года. Их лишь четыре - двухместный пикап, четырехместные четырехдверный пикап и универсал, а также четырехместный открытый с мягким верхом. Эти машины в зависимости от типа кузова примерно в полтора раза дороже армейских вариантов: 46550-52950 американских долларов в базовой комплектации (цены 1993 года). Коммерческие модели отличает высококачественная окраска, улучшенная шумоизоляция, "цивильная" облицовка панели приборов, более комфортабельные сиденья и т. д. Грузоподъемность этих машин - от 1770 кг (универсал) до 2085 кг (открытый кузов), а полная масса одинакова у всех - 4670 кг.
Внешний вид "хаммеров" весьма специфичен, поскольку он разрабатывался не в угоду эстетическим нормам, а лишь с позиций наиболее полного удовлетворения тактико-технических требований и установленной для машины предельной стоимости. Основа конструкции - лонжеронная рама, на которой монтируется каркас кузова, выполненный из алюминиевого проката. К каркасу приклеивают, а затем и приклепывают штампованные алюминиевые панели. Для максимального снижения высоты пассажирские сиденья находятся словно в раме, а не над ней. Из-за этого в машине всего четыре посадочных места как бы по углам кузова и огромное пространство в центре для грузов. Подвеска всех колес - независимая на поперечных двойных А-образных рычагах. Дисковые тормоза расположены на полуосях между лонжеронами рамы. Силовой агрегат и трансмиссия включает: дизель с турбонаддувом и автоматическую гидромеханическую четырехступенчатую коробку передач производства "Дженерал моторс", сблокированную с двухступенчатой раздаточной коробкой. Разумеется, обеспечен постоянный привод всех колес. Механическая коробка передач вообще не предусмотрена - для езды по бездорожью автоматическая удобнее.
Особо следует отметить проходимость "Хаммера", что заметно, как говорится, невооруженным глазом. Благодаря колесным редукторам и довольно большим шинам (наружным диаметром около 940 мм) дорожный просвет достигает 406 мм. Диски колес снабжены внутренними бандажами, чтобы даже на проколотой шине можно было проехать 48 км со скоростью до 50 км/ч. Предусмотрена и система централизованного регулирования давления воздуха - за две минуты давление в шинах увеличивается с 0,42 до 1,44 кг/см2. Автомобиль преодолевает броды глубиной до 0,76 м, а с подготовкой - 1,52 м. Невысокое удельное давление на грунт в сочетании с большим просветом и ровным днищем позволяет идти, например, по глубокому снегу. Отсутствие переднего бампера и нависающего спереди оперения позволяет "Хаммеру" преодолевать фронтальные выступы высотой до 0,56 м. Ниже приводятся данные по модели с кузовом "пятидверный универсал" 1994 года.
Техническая характеристика.
Двигатель - дизельный, вихрекамерный с турбонаддувом, V-образный; число цилиндров, клапанов и рабочий объем - 8-16-6453 см3; мощность -172 л. с/127 кВт при 3400 об/мин; максимальный крутящий момент - 393 Н-м при 1700 об/мин.
Кузов - четырехместный 5-дверный универсал; база - 3302 мм; габарит (длина, ширина, высота) - 4686x2197x1829 мм; снаряженная масса - 2905 кг; максимальная скорость -134 км/ч; время разгона с места до 96 км/ч - 19,5 с (без нагрузки). Эксплуатационный расход топлива в благоприятных условиях движения - 16-20 л/100 км.
По материалам журнала За рулем