Американцам всегда удавалось построить военные машины какого-то необычного, промежуточного, так сказать, размера. Сначала это был, например, Dodge 3/4, затем — Hummer. Но на практике оказывалось, что размер этот самый подходящий. Именно об этом почему-то подумалось, когда впервые увидел чудо американской техники рядом с собой.
Впечатление довольно необычное. Машина, несомненно, большая, но невысокая. Тот же Toyota Land Cruiser будет выше. Однако по ширине ей равных нет. Здоровенные колеса; полное отсутствие переднего свеса, совсем небольшой задний; вертикальные лобовые стекла, явно сделанные по требованиям военных, чтобы в случае, если будет разбито левое, на его место можно было бы поставить имеющее точно такую же форму правое и продолжать движение; приземистый широкий силуэт — одним словом, техника военная. Приодета, правда, в парадную форму, можно даже сказать, в белый фрак, но армейские замашки никуда не делись.
Внутри все выглядит еще веселей. Потому что военное. С одной стороны, необходимо обеспечить максимальный дорожный просвет, то есть поднять трансмиссию и двигатель повыше. С другой — сохранить минимальную высоту всего автомобиля в целом. С третьей — запихнуть в это совсем небольшое пространство между крышей и полом огромный турбодизель объемом шесть с половиной литров, автоматическую трансмиссию, «раздатку» с понижающим редуктором, мосты с блокировками, два топливных бака, подвеску. А еще надо же место для солдат доблестной американской армии, да побольше. Поэтому салон, или, если угодно, отсек экипажа, пришлось размещать вокруг трансмиссии и двигателя.
Водительское место и место переднего пассажира разделяет широкий кожух V-образной «восьмерки», задней частью заходящей в салон. Затем кожух чуть сужается. Но во втором ряду полноценных сидений лишь два по краям, а посередине — этакая скамеечка, на которой в самый раз сидеть пятилетним детям. В багажном отсеке места навалом, так что девчонок туда можно насажать достаточно. Но это уже по уставу не положено.
На месте водителя и переднего пассажира в полу предусмотрены небольшие отверстия, так что попавшая в салон вода сама благополучно вытекает на улицу. Руль больше напоминает штурвал какой-нибудь БМП, настолько он выглядит маленьким на фоне огромного салона. Дизайн панели приборов? Приборы круглые. Все есть, вплоть до указателя давления масла и давления в шинах, ведь машина, как и положено нормальному армейскому внедорожнику, имеет централизованную подкачку.
Интересно также, что у Hummer два топливных бака, причем абсолютно независимых друг от друга. Тоже дань армейским требованиям: если враги прострелят основной бак или в нем закончится топливо, можно переключить тумблер в кабине и ехать себе дальше. Но вот что в гражданской жизни будет неудобно, так это отсутствие на пробках бензобаков каких-либо замков — бери и откручивай. Ох, не для нас это.
Подвеска Hummer являет собой откровенный вызов, а то и насмешку над теми, кто утверждает, что все настоящие внедорожники должны иметь зависимую рессорную подвеску — она, мол, самая крепкая. Глядя на независимую пружинную подвеску всех колес на двойных поперечных рычагах, которой оснащен Hummer, сомнений в ее прочности и надежности не возникает. Могучие рычаги, здоровенные сайлентблоки, пружины, больше похожие на вагонные, чем на автомобильные. Да Land Rover — просто детская игрушка по сравнению со всем этим. А за счет независимой подвески удалось увеличить дорожный просвет, убрав повыше редукторы, запрятав практически внутрь корпуса все жизненно важные «органы», вплоть до выхлопной трубы, последняя часть которой проходит внутри левой колесной арки. Да и неподрессоренные массы значительно снизились. Кроме того, независимая подвеска должна способствовать лучшей управляемости и большей плавности хода автомобиля. Одним словом, куда ни глянь — везде нетрадиционные для внедорожника, но очень продуманные и обоснованные решения.
На поворот ключа в замке зажигания Hummer отозвался мерным рокотом V-образной «восьмерки». Забираемся внутрь и отправляемся в путь. В салон, кстати, приходится именно забираться, потому что пороги расположены довольно высоко. Сначала делаем круг по двору для того, чтобы привыкнуть к габаритам автомобиля и оценить его маневренность. Все оказывается на удивление просто. Автоматическая трансмиссия позволяет плавно трогаться с места, руль у машины легкий и довольно «короткий» — от упора до упора всего три оборота. Но больше всего удивляет радиус разворота. Для такой большой машины с такой мощной трансмиссией маневренность просто выдающаяся. С первых же метров становится понятно, что управлять Hummer будет нетрудно, нужно только немного освоиться с габаритами.
Выбираемся на дорогу и, поднимая за собой шлейф пыли, отправляемся на танковый полигон — самое подходящее место для тестов такого автомобиля. Турбодизель General Motors, расположенный под капотом Hummer, имеет довольно приятный «голос», который слышен в салоне слишком хорошо по двум причинам. Во-первых, он наполовину расположен в нем, а во-вторых, прикрыт лишь тонким кожухом, не «обремененным» лишней шумоизоляцией. Но на нервы урчание дизеля не действует, так что с проблемой можно мириться.
Зато какая автоматическая трансмиссия! Проехав несколько километров, вдруг ловишь себя на мысли, что переключений передач как будто бы нет совсем, хотя постоянно приходится тормозить и разгоняться — под колесами не автобан. Причем переключения не только не чувствуются, но и едва заметны на слух, несмотря на практически полное отсутствие шумоизоляции моторного отсека. Вот это класс!
Руль очень легкий, но не пустой, с довольно внятным «нулем». Однако само рулевое колесо уж больно спартанского вида. По-хорошему, его надо бы поменять на более удобное.
По дороге хозяин автомобиля, перегонявший Hummer в Минск из Клайпедского порта, куда тот приплыл в контейнере из США, рассказывает о национальных особенностях литовцев и белорусов. И в Литве, и в Беларуси к машине проявляли огромный интерес, но вопросы задавали совсем разные. Литовцы спрашивали о технических характеристиках машины, каких-то ее особенностях. Наших интересовали исключительно две вещи: сколько это стоило и где здесь спрятан пулемет. Причем каждый был уверен, что он очень оригинален и остроумен. После сотого такого вопроса владелец машины пожалел, что пулемет не входит в список опций автомобиля… Так что если увидите Hummer и решите что-нибудь спросить, сначала подумайте, не будете ли вы после этого выглядеть глупо.
Мы тем временем выбираемся на участок ровной бетонки, и тут уж грех не нажать как следует на педаль. Hummer оказывается довольно быстрым. Сто километров в час — для него просто семечки, эту скорость он набирает легко. А как при этом стоит на дороге! Независимая подвеска, расставленные по углам кузова колеса, длинная база — благодаря всему этому машина идет очень ровно и плавно. И при этом никакой раскачки, все четко, уверенно, собранно. Тем более что мелкие выбоины можно просто не замечать. А вот ту совсем не мелкую яму я увидел поздновато. Позвоночник такого может и не выдержать, надо тормозить, а то ход уже за «сотню». С торможением еле успел, попутно выяснив для себя, что Hummer — все же не спортивный автомобиль, тормозит он очень посредственно. Машина тяжелая, а барабанные тормоза спрятаны в шестнадцатидюймовых колесах и не отличаются большими размерами. Будем знать.
По полигонным дорожкам добрались до настоящих препятствий и стали развлекаться по полной программе. На несколько с виду довольно крутых горок заехали просто играючи. Даже не включая пониженный ряд в трансмиссии. К слову, переключать режим работы трансмиссии не очень удобно: делается это только в нейтральном положении селектора автоматической коробки передач и только при заглушенном двигателе. Так что перед препятствием надо пошевелить извилиной и заранее переключить все, что надо, туда, куда надо. И тогда…
В общем, доехали мы до самой большой на полигоне горки, чуть меньшей Кургана Славы, но склоны у нее даже круче. Здесь уже все без дураков: перед подъемом выставили машину точно по направлению, в «раздатке» включили пониженную, все блокировки, первую передачу… Десять секунд созерцания облаков, в сторону которых смотрел капот, пока мы ехали вверх, — и подъем взят. Этот американский монстр издевается над нами, не иначе. Мол, парни, что вы так долго готовились, тоже мне подвиг — на кочку взобраться, ведь все очень просто. Просто-то оно просто, подумали мы, но почему люди внизу тогда такие маленькие? А ну, спустимся вниз. Спустились. Причем тоже без всяких проблем. И поняли, что на этой горке действительно нечего делать. По крайней мере, на Hummer. Тогда поехали к бетонной стенке, посмотрим, как удастся въехать на нее.
Одной из самых основных «фишек» этой машины является въезд на 56-сантиметровую вертикальную преграду, что действительно не под силу другим внедорожникам. Мы такую преграду нашли. Но из-за руля все показалось как-то буднично. Аккуратно подъехал, уперся колесами в бетонную стену, наступил на газ — все, порядок. Только снаружи восторженные возгласы тех, кто это видел. Я тоже хочу посмотреть! Меняемся местами, и коллеги проделывают этот трюк еще раз. Вот снаружи зрелище действительно впечатляет. Одуреть можно!
А есть вообще что-нибудь, чего эта машина не может? Мы поездили по полигону без всяких дорог, усадили Hummer брюхом на песчаный гребень так, что два колеса, расположенных по диагонали, повисли в воздухе. Загнали этого белого красавца в болото чуть не по самые окна, но отовсюду этот парень выбирался сам, без посторонней помощи. Только в болоте пришлось уменьшить давление в колесах и немного «поерзать» взад-вперед. В остальном же создалось впечатление, что мы нагружали этот гибрид багги и танка не в полную силу.
Ощущения
Зачем нужна такая машина? Для армии. Потому что когда рядом с Hummer остановился УАЗик, показалось, что это существа из двух разных миров, что на самом деле недалеко от истины. А на гражданке это уникальное чудо покупают для души. Поэтому о том, сколько стоит, я спрашивать не стал. В самом деле, не все деньгами меряется. Да и кто знает: вдруг в этом Hummer и в самом деле есть пулемет? А вот поездить на нем еще и еще очень хочется. Такое ощущение бывает далеко не после каждого теста, но здесь случай совершенно особый.
Особые возможности Hummer:
Поднимается на вертикальную стену высотой 56 см
Преодолевает брод глубиной 76 см
Берет уклон 60%
Выдерживает боковой крен 40%
Проезжает 32 км со скоростью 50 км/ч на полностью спущенных четырех колесах.
Технические характеристики Hummer | |
Двигатель | дизельный V8 с турбонаддувом |
Рабочий объем, л | 6,5 |
Мощность, л.с. при об/мин | 195/3400 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 583/1800 |
Максимальная скорость, км/ч | 134 |
Разгон от 0 до 97 км/ч, с | 18,0 |
Трансмиссия | 4-ступенчатая автоматическая, постоянный полный привод |
Рама | коробчатая стальная с 5 поперечными балками |
Рулевое управление | с гидроусилителем с переменным передаточным числом |
Тормоза | дисковые, с гидроусилителем, АБС |
Подвеска | независимая с двойными А-образными рычагами, открытыми пружинами, гидравлическими амортизаторами |
Шины, " | 37х12,50R-16,5 |
Длина, см | 468,63 |
Ширина, см | 219,71 |
Высота, см | 190,5 |
Дорожный просвет, см | 40,64 |