Вам знакомо словосочетание Audi Quattro? Безусловно, ответите вы, множество этих машин бегает по нашим дорогам: и «четвертые», и «восьмые», и даже старенькие «бочки». Ан нет! Речь-то у нас идет о той модели фирмы, несущей четыре переплетенных кольца на радиаторе, что имеет лишь имя собственное — «Кваттро», без каких-либо цифр вообще!
Сейчас мы уже привыкли к приводу на четыре колеса у обычных легковых автомобилей, а два десятилетия назад, на заре восьмидесятых, такая трансмиссия ассоциировалась лишь с «грубыми» внедорожниками. Да и то, вторая, как правило, передняя ось подключалась отдельным рычагом раздаточной коробки, а иногда, вдобавок, колесными муфтами, для чего требовалось вылезать из кабины. (Одним из редких исключений была наша «Нива» с постоянным полным приводом, разработанная к 1977 г.).
Идея оснастить дорожную, а значит обычную, асфальтовую «легковушку» второй ведущей осью уже в то время витала в воздухе. Однако, кроме косных традиций и неготовности рынка, было еще несколько помех, мешавших ее воплощению. Во-первых, технологических, дабы обеспечить качество всех узлов, во-вторых, технических — лишние детали утяжеляют машину, повышают трение, а значит снижают КПД передачи крутящего момента на колеса. Все это требует увеличения мощности силового агрегата, и, в свою очередь, поднимает цену на готовое изделие. Проект А1, над которым трудились с 77-го года, был призван смягчить эти противоречия. Реально автомобиль стоил в два с половиной раза больше, чем Volkswagen Golf (естественно, первого поколения и в ценах тех лет), но близко к Mercedes в «123-м» кузове.
За эти деньги состоятельный клиент получал стильное купе рубленных по той моде форм и небывалой жесткости на изгиб и кручение и сверхфорсированный 5-цилиндровый турбодвигатель в триста сил. Без преувеличения, Audi Quattro — экспонат #1 на Женевском автосалоне весной восьмидесятого года. Уже в самом начале серийного выпуска стало ясно — произошло СОБЫТИЕ. Сложился новый подход в конструировании легковых автомобилей. А чем же, собственно, так хорош постоянный полный привод на превосходных, ровных, как стол, европейских дорогах?
Ну передний, по сравнению с задним, понятно — повороты без заносов, машина за колесами, как нитка за иголкой. С джипами тоже вроде бы все ясно — карабкаться на холм или преодолевать брод проще «всеми четырьмя». Но достаточно один раз прокатиться на полном приводе по зимней дороге, по мокрому асфальту, да что там, даже посуху на приличной скорости и с виражами, обратно пересаживаться больше не захочется. Потому что идет такая машина, даже в экстремальных условиях, как по рельсам.
В процессе разработки, зимой, Quattro на летней резине, без цепей пустили на штурм «наикрутейшего» альпийского перевала Turracher Hoh. Для сравнения следом пошли машины с приводом на одну ось на зимних, шипованных покрышках. Все, кроме «Квадрата», забуксовали, не дойдя до вершины перевала. При максимальной скорости в двести двадцать полноприводный автомобиль на европейских автобанах просто творил чудеса, ведь дорога не всегда идет по прямой, и именно на высоких скоростях чрезвычайно ценится цепкость, точность маневра. Спортивные успехи были у Quattro словно на роду написаны. Самая выдающаяся в восьмидесятые годы женщина-пилот Мишель Мутон (Michele Mouton) выступала в ралли именно за команду Audi и неоднократно брала призы.
В дальнейшем подавляющее большинство автопроизводителей обзавелось
своими полноприводными легковыми моделями, и их доля постоянно возрастает до сих
пор, несмотря на 15-20-процентную надбавку в цене. Те, кто в состоянии пойти на
эти дополнительные траты, вкладывают деньги в свою безопасность. Компания Audi
давно ввела в каждый модельный ряд соответствующую модификацию. Но почет
достается, как правило, именно первопроходцам, остальные лишь углубляют
проторенную колею. За восьмидесятые годы схема привода на четыре колеса стала
покупателю привычной, но почву для этого подготовила именно Audi Quattro. Сама
модель не пережила своего десятилетия, хотя в начале его триумфально заявила
себя на многих автосалонах и ралли. Сейчас же машина практически перешла в
разряд раритетов, но дух ее живет во многих современниках, несущих в имени и
частицу Quattro.
Quattro — культовое слово для множества автомобильных фанатов. Quattro — это и современные полноприводные автомобили фирмы Audi, и выверенный до звона стиль, и рисунок двухдверного купе, которое, хотя и не выпускается вот уже два десятка лет, не теряет своей привлекательности. В этом итальянском слове содержится и подсказка, во многом объясняющая происхождение дизайна немецкой модели.
В 1978 году главный дизайнер фирмы ITALDESIGN Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) закончил работу над заказом от немецкой фирмы Audi по созданию трехобъемного седана серии 4000, которому был присвоен индекс 80. Как всегда, Джуджаро справился с работой блестяще. В автомобиле узнавалась продукция Audi, он был элегантен и послужил своеобразным донором для всего модельного ряда фирмы на 80-е годы. Правда, стиль вовсе не являлся инновационным и, более того, содержал в себе ссылки на дизайн VW Passat 1973 года, имел очень выверенные пропорции и отработанные детали. Характерной деталью стала прямоугольная форма светотехники. Единственное, в чем традиционно сомневался Джуджаро, так это в высоте кузова, которая, по его мнению, должна быть больше, облегчая тем самым посадку в салон.
Наверное, поэтому руководство Audi решило
доверить проектирование спортивного купе не Джуджаро, а своим дизайнерам из
Ингольштадта. Эта команда и построила низкий и стремительный автомобиль.
Итальянское же название — Quattro, безусловно, дань уважения великому маэстро
Джуджаро.