Спору нет, гидроусилитель рулевого управления - вещь весьма полезная, но, к сожалению, стоит немалых денег. Целесообразность ГУРа на грузовиках сомнений не вызывает -без него на иной машине руль не повернуть. Но так ли необходим он на легковушке? Понятно, что обойтись можно не только без гидроусилителя - всякие кондиционеры-прикуриватели тоже в какой-то мере элементы роскоши. Однако сегодня гидроруль встретишь даже на совсем легких иномарках, а вседорожник без него - скорее исключение, чем правило. Оно и понятно: одно дело слегка пошевеливать рулем на шоссе и совсем другое - крутить его от упора до упора на разбитой лесной грунтовке. А поскольку "Нива" пусть недорогой, но настоящий вседорожник, гидроусилитель ей еще как желателен.
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Возможность оснастить свою машину столь полезной опцией появилась у владельцев "нив" лет, наверное, десять назад. Тогда для этого адаптировали гидроусилитель известной немецкой фирмы ZFLS модели 8052. Только цена под 2000 долларов начисто отбивала желание такого тюнинга.
Другое дело - сегодня. Тольяттинская фирма "Рулевые системы" освоила производство "нивовского" усилителя за вполне разумную цену. Совместная разработка "Рулевых систем", ВАЗа и ZF получилась почти в четыре раза дешевле зарубежного аналога. (Продукция сертифицирована для семейства "Нива", см. ЗР, 2003, № 11, с. 184).
Дело в том, что корпус и крышка рулевого механизма для "Нивы" отличаются от оригинала ZF8052, поэтому немцы их делали чуть ли не штучно. Себестоимость комплекта при таком раскладе, естественно, намного возросла. Наладив же производство этих деталей у себя, но оставив серийные комплектующие немецкими, удалось получить вполне приемлемую цену всего комплекта.
Принципиальное отличие нового ГУРа (модель 21.3400012) от устаревшего сегодня ZF8052 - золотниковый распределитель роторного типа (производства ZF) вместо вращающегося золотникового. Аналогичная конструкция с середины 90-х годов успешно работает в модели ZF8070 на многих европейских машинах. Золотниковый роторный распределитель существенно повышает чувствительность рулевого управления, поскольку с ним меньше свободный ход руля.
Другая особенность новинки - картер рулевого механизма при установке на "Ниву" практически не требует изменений в самом автомобиле. В перспективе - усилители с электронной системой управления, изменяющей коэффициент усиления в зависимости от скорости автомобиля, и золотники с повышенным усилием в центре (см. рис.).
Как устроен и работает штатный рулевой механизм "Нивы", знают, наверное, все. За 33 года существования "классики" он практически не изменился. Чуть подробнее о новинке - рулевом механизме со встроенным гидроусилителем.
Его задача - уловить намерение водителя изменить направление движения машины и повернуть колеса на нужный угол. По сути, водителю остается лишь перемещать рулем золотник, а он, направляя поток жидкости от насоса, управляет движением поршня. Поршень, он же рейка, находится в зацеплении с зубчатым сектором на валу сошки и крутит его вправо или влево по мере необходимости. Если усилие гидравлики недостаточно, в работу включатся мышцы водителя - внутри поршня есть резьба, а в ней на шариках вращается винт, связанный через торсион с валом рулевой колонки. Эта же резьба позволяет сохранить управление машиной и при неработающем усилителе. Масло, гонимое поршнем, будет перекачиваться через клапан, минуя насос.
Монтаж гидроусилителя на нашу "Ниву" занял несколько часов. В установочном комплекте есть подробнейшая инструкция, точнее, операционная карта с указанием последовательности действий, необходимого инструмента, моментов затяжки крепежа и шаблонов для разметки нужных отверстий. Приводить ее здесь нет необходимости. Самое трудоемкое - вырезать отверстия в щите передка и доработать сошку -доступно даже новичку. Зато результат! Машина с гидроусилителем преобразилась настолько, что сразу отпали все сомнения в целесообразности этого приобретения. Езда по бездорожью стала уже не борьбой с препятствиями, а забавой. Руль настолько легкий, что в первые минуты движения кажется, что вал оборвался или палец сошки лопнул. Усилитель при этом работает совершенно бесшумно. К хорошему привыкаешь быстро, и теперь после нашей "Нивы" даже переднеприводные ВАЗы кажутся непомерно тяжелыми в управлении.
По материалам журнала "За рулем"