Стандартный размер колес на Ниве несколько меньше чем следовало бы иметь внедорожнику. Большинство внедорожников в мире имеет колеса размером не меньше 29 дюймов - 235/75R15. Ниву не мешает по крайней мере подвести под этот стандарт. Тонкие родные колеса тонут и зарываются в самом "детском" внедорожье, смотрятся на машине не пропорционально. Дорожный просвет увеличивается на 2.5см с резиной 29 дюймов и на 5см с резиной 31 дюйм.
Для того чтобы поставить на Ниву колеса 29 дюймов, нет необходимости её лифтовать, достаточно только увеличить колесные арки. А сейчас поговорим про лифт Нивы и почему делать его следует только в крайнем случае и почему по настоящему грамотный лифт обойдется намного дороже чем кажется на первый взгляд.
Рэнглерклуб на ул. Василисы Кожиной может предложить вам услугу лифта подвески Нивы, но прежде чем вы решите его делать я хочу попробовать вас от этого отговорить.
Передняя подвеска
Передняя подвеска Нивы имеет очень маленький ход. Если установить проставку или большую пружину, то верхний рычаг упирается в отбойник и автомобиль напрочь лишается хода подвески вниз. Конечно частично можно выйти из положения подрезав отбойник и установив более длинный амортизатор, но на этом список побочных эффектов только начинается. Нижний и верхний рычаги имеют разную длину а следовательно чем менее горизонтально их положение, тем сильнее развал колёс зависит от их положения в пределах хода. Следовательно на лифтованном автомобиле развал колёс плавает как при работе подвески, так и в зависимости от загрузки автомобиля. Проблема хода подвески вниз решается установкой проставки под верхнюю шаровую опору, но ещё более усугубляется нарушение геометрии подвески. Данный побочный эффект можно уменьшить установкой оригинального крепления оси сайлентблоков поднимающего ось сайлентблоков на величину равную толщине проставки шаровой опоры. Таким образом кстати увеличивается ход передней подвески вниз и без лифта. Однако это существенно отражается на затратах и не отменяет проблем связаных с сильным наклоном рычагов относительно горизонтали.
Задняя подвеска
Казалось бы конструкция задней подвески значительно проще передней, а следовательно количество побочных эффектов будет гораздо меньше. Очень полезно для внедорожника увеличить ход и соответсвенно скрещиваемость заднего моста. К сожалению в случае Нивы это верно с точностью до наоборот. Сначала о том, о чём знают все. В сервисах, где тюнингуют Нивы обычно просто ставят проставки под пружины или пружины большего размера, удлинняют тормозной шланг и ставят более длинные аммортизаторы. На первый взгляд возникают следующие проблемы: Передний мост двигается вперед на рычагах, слегка наклоняясь редуктором вниз а так же сдвигается в бок поперечной тягой. В особо продвинутых сервисах по Нивам изменяют длину этой тяги чтобы выровнить мост относительно автомобиля. Однако, при этом остаётся слишком большой угол поперечной тяги относительно горизонтальной поверхности дороги и по мере загрузки и работы подвески мост всё равно слишком сильно перемещается вправо-влево. Выход - "паралелограмм Уатта" - две тяги прикреплены к кузову и сочленены с двухплечным рычагом на редукторе заднего моста. Это однако не решает проблем связанных с изменением положения продольных тяг.
Однажды я позвонил в один из самых известных и авторитетных сервисов, занимающихся доработкой Нивы проконсультироваться по расширению колёсных арок, думая поручить это людям имеющим уже к тому времени технологические наработки. Там мне настойчиво предложили сделать лифт подвески, но когда я объяснил почему я не хочу этого делать (только вышеперечисленные причины), разговаривающий со мной по телефону человек разозлился и очень недружелюбным тоном (мол вы здесь все "умные" лохи и юзеры и нихрена не понимаете) привёл самый главный аргумент: "все так ездят и ничего". При такой "железной" аргументации я подумал что в их "ателье" лучше не обращаться.
А теперь о том о чём многие не задумываются. Как вы думаете, почему даже на стандартных Нивах и Жигулях часто отламываются реактивные тяги заднего моста? Я и сам не раз их ломал без всякого лифта, при чём не только на Ниве, но и на классике. В далёкие студенческие годы, в начале 90-х у меня не было денег купить Ниву. Почему-то мне казалось что и жучка должна быть в состоянии ездить по ухабам. Про переднюю подвеску вообще молчу (мой рекорд замены передней балки - 72 минуты при условии что она менялась перед этим месяц назад и легко откручивается, а нижнего рычага - 26 минут), в задней подвеске у меня отламывалась даже поперечная тяга, хотя чаще всего страдали верхние продольные. Один раз обломился болт крепления верхеней продольной к лонжерону, один раз порвало кронштейн на задем мосту, и много раз обламывалась тяга в месте сварки с обоймом сайлентблока.
К чему это я? А к тому что у тяг заднего моста нет степеней свободы необходимых для скрещивания моста так необходимого внедорожнику!!! При срабатывании одной стороны подвески вниз а другой вверх, резиновые втулки тяг работают на деформацию, при этом к самим тягам (ввиду жесткости втулок) прикладывается изгибающий (скручивающий) момент, частое прикладывание которого вызывает усталось металла и как результат - его разрушение. А теперь становится понятно почему у такой крЮтой машины как "Леер Широкий" :-) тяги переднего (зависимого) моста выполнены из хлипкого U-образного профиля. Сталь пружинная, при такой форме прекрасно работает на скручивание в пределах упругой деформации с минимальными напряжениями и в результате этого не обламывается. Стоит заметить что из подобного же профиля выполнена задняя поперечная тяга автомобиля Москвич-2141. Было так же замечено что эти самые тяги на Чироки и TJ любители внедорожья часто загибают об пеньки, валуны итд и приезжают к нам в Рэнглерклуб на их замену/правку итд. Потом им кто-то из знакомых рекомендует установить крЮтой лифт-комплект SkyJacker в котором данные тяги выполнены из мощнейшего прямоугольного профиля. Не поддаются ни на какие уговоры отказаться от установки лифт-комплекта. И действительно, тяги они больше не загибают но периодически навещают нас с необходимостью восстанавливать оторванные кронштейны крепления тяг к мосту и кузову (на Чироки или раме на TJ). Это значительно сложнее и дороже.
Теперь, предлагаю многоуважаемой публике обратить внимание на другой автомобиль - Ровер, с уже изначально длинноходной пружинной подвеской, без всяких лифтов. Как у него ориентированны сайлентблоки продольных тяг заднего моста? Нижние тяги имеют поперечные (как и у Нивы) блоки в месте крепления тяги к мосту и продольные в месте крепления к раме. Продольный блок скручивается при скрещивани моста.
Но вернёмся к нашим баранам - Ниве. Есть ли способ бороться с этой проблемой? Да, есть. Решением проблемы является установка так называемых ШС-ов (шарнирных соеднинений) вместо одной из резинок на каждой из 5 тяг. Надежность тяг в этом случае повышается, но все остальные побочные эффекты не отменяются.
Итак, чего мы добиваемся лифтуя Ниву? Немного больше клиренса (2-3см под передним мостом, да и то только в середине между колесами. Чуть больше (на те же 2-3 см под раздаткой. А вот задний мост, сколько не лифтуй, клиренса не прибавит. Взвесьте все "за" и "против", и подумайте, много ли вам дадут эти 2-3 см и если всё же решите что лифт вам нужен, то исходя из всего изложенного, выберите способ лифта и все необходимые его составляюшие.
Что делать если хочется поставить на Ниву колеса побольше но делать лифт после всего прочитанного уже не хочется? Всего лишь увеличить колесные арки. Это не так дорого как кажется.
Первая резина, которая бросается в глаза - это Я-569. 29 дюймов, можно ставить как бескамерную (хотя на внедорожье может понадобиться спускать или может соскочить боковина, что для бескамерного колеса смертельно, для грязи лучше вставить камеру, пусть это и пара лишних кг веса). На большой скорости её слышно, но всё же на порядок меньше чем родная Вли-5. Более того, она значительно мягче Вли-5. При установке такой резины уровень комфорта по сравниению с Вли-5 повышается. Однако, весит она 20кг по сравниению с 12кг Вли-5. Если родное колесо на тазике весит порядка 22 кг, то Я-569 на литом диске весит 27 кг, что не совсем положительно сказывается на ресурсе элементов передней подвески. Ставить резину размерности 235/75R15 рекомендуется на диск 6.5J. К сожалению дисков такой ширины с вылетом 30 мне найти не удалось и я использовал диски "Секунда" с вылетом 40. Теоретически существует Привал от КиК размером 6.5 но на рынке был только 6-дюймовый. 6 дюймов хоть и допускаемый размер, но всё же маловато и резина может "подламываться", управлять таким автомобилем будет не очень приятно. При максимальном вывороте руля покрышка слегка касается лонжерона (но не критично и не известно насколько штатный у меня угол поворота с гидроусилителем-то).
Вторая резина на которой хотелось бы остановить внимание - это Таганка М-243. Она ещё называется "Power 4x4". Отличная АТ-шная резина и на моей Ниве сейчас стоит именно такая. Резина имеет переменный шаг, направленный рисунок, очень мягкая и легкая. Абсолютно не шумит, по асфальту и мокрой дороге едет прекрасно, по снегу сам не ездил но по отзывам очевидцев тоже не плохо. Машина очень четко реагирует на поворот руля. При этом по грязи тоже очень не плохо гребет для АТшной резины. Из колеи вылезает благодаря грунтозацепам по краям. Могу смело сказать что по сравнению с ВЛИ-5 проходимость автомобиля повысилась. Машина теперь не тонет и не закапывается ввиду уменьшившегося удельного давления на грунт, но в то же время неплохо цепляется. Замыливается не сильно. Направленный рисунок способствует самоочищению. По крайней мере БВГ АТ замыливался сильнее и машина плыла по грязи абослютно хаотично, буксовала на ровном месте, колбасило из стороны в сторону. Я конечно сознаю что скорей всего срок службы у этой резины меньше чем у БФГ АТ, но и цена тоже. Стоимость 1550 рублей за колесо в торговом доме при заводе. Сразу хочу предостеречь от соблазнительной покупки этой резины на рынке в ЮП по цене дешевле 1550 рублей. Это брак, дешевле она быть не может. Мне принесли резину без штампов. Самое надежное - торговый дом при заводе. Там же и соберут. Колесо М-243 без камеры на диске "Секунда" весит значительно меньше родного Вли-5 на тазике. Вес самой покрышки 14 кг. Эту резину особенно важно ставить на диски 6.5 ввиду того что она ещё мягче чем Я-569.
Теперь стоит перейти к резине размером под 31 дюйм. Колеса такого размера тоже влезают без лифта но в каких-то ситуациях могут касаться нижней внутренней части перегородки между колесной аркой и салоном. Данная проблема решается небольшой доработкой этих панелек.
Сначала о резине И-502. Размерность 225/85R15. Рисунок АТшный. Тоже очень достойная резина. Имеет переменный шаг и абсолютно не шумит, но к сожалению замыливается в грязи (но не больше чем Вли-5). Резина так же мягкая и весит всего 17кг что не много для покрышки такого размера. Вес колеса с диском "Секунда" (так же рекомендуется диск 6.5 дюймов) фактически выходит на стандарт родного Нивского колеса. Клиренс увеличивается по сравнению со стандартом на 4-5см.
В заключении о резине Я-409 размерности 215/90R15. Из всех расмотренных - самое проходимое колесо, уровень шума сравним с Я-569. Это колесо нужно ставить на диск 6 дюймов. Диски КиК "Привал" - то что доктор прописал. На этих дисках до лонжерона не достаёт даже при максимальном вывороте руля. Может слегка цеплять за щиток (требуется небольшая доработка панели между салоном и передней аркой) Клиренс увеличивается на 5см. К сожалению есть и недостаток. Колесо очень тяжелое - 24кг. С диском и камерой вес под 30кг.