ВАЗ-2112: вершина айсберга.
ВАЗ-2112 от ЛМ-авто.
Главный козырь мотора - спортивный ресивер с большой дроссельной заслонкой. А вот и еще один пример тольяттинского тюнинга: оригинальная растяжка верхних опор.
Сиденья UNP имеют бесхитростный профиль, но оснащены подкачкой поясничного подпора.
В предельных режимах машина скользит передними колесами, но блокировка позволяет удержать тягой машину на траектроии.
Не секрет, что все дороги российского тюнинга ведут в Тольятти. Идеи, технологии, детали, используемые по всей стране при доработке автомобилей ВАЗ, в основном приходят из Автограда. Но что мы знаем про тольяттинский тюнинг? У всех на устах фирма Торгмаш, да кое-кто, возможно, слышал имена наиболее известных тольяттинских мотористов: Пономарева, Нуждина, Брагина. Однако это лишь верхушка огромного айсберга...
Когда в редакцию позвонил читатель из Набережных Челнов и предложил на тест свой автомобиль, мы, признаться, отнеслись к этой идее без особого энтузиазма. Стоит ли человеку ехать за тысячу километров только для того, чтобы расстаться со своими иллюзиями и вернуться домой разочарованным? Однако, когда был зачитан внушительный список доработок и стало известно, что автомобиль готовила тольяттинская фирма ЛМ-авто, наше отношение переменилось. Мы решили "совершить погружение" и хотя бы с одной стороны посмотреть на подводную часть волжского айсберга.
И вот машина - перед подъездом редакции. Спереди, особенно с близкой дистанции, "двенадцатая" кажется грубой из-за вытянутого угловатого бампера. Но с каких-то ракурсов тот же бампер производства тольяттинской фирмы Титан-Тюнинг придает силуэту автомобиля стремительности. Помощь в этом ему оказывают пониженная подвеска и красивые спойлеры на задней двери. По заверениям владельца, они имеют эксклюзивный дизайн и изготовлены в единственном экземпляре. В общем, внешность автомобиля не бесспорна, но оригинальна.
Главная доработка в салоне - сиденья. Недорогие кресла UNP пользуются большей популярностью в регионах, чем импортные аналоги. Простые по конструкции и очень жесткие, они, конечно, проигрывают по удобству знаменитым Recaro, но с задачей надежной фиксации тела в повороте вполне справляются. Единственное замечание - слишком высокая установка сидений, неудобная рослым водителям.
В московской толчее иногородняя "двенадцатая" чувствует себя как рыба в воде. Двигатель объемом 1750 куб. см хорошо тянет уже с 1500 об/мин, ровно и стремительно разгоняя автомобиль под низкий рев прямоточного глушителя. Даже на пятой передаче машина без рывков ускоряется уже со скорости 40 км/ч.
Покидаем тесную столицу и выбираемся на простор загородного шоссе. Здесь можно по-настоящему узнать, на что способна наша гостья. Впереди - свободный участок трассы, третья передача, газ "в пол". Машина устремляется вперед под быстрый отсчет спидометра и тахометра. Три тысячи оборотов, четыре, пять... Тюнинговые моторы большого объема не любят высоких оборотов, их конек - высокий крутящий момент в середине. Так что пора переключаться на четвертую.
"Рано! - одергивает владелец. - Крути еще, здесь отсечка стоит на семи с половиной тысячах".
"Что толку "закручивать" такой моментный мотор?" - мелькнула мысль в голове, но я послушно убрал руку с рычага коробки.
И правильно сделал! Спада не произошло - наоборот, на 5500 у двигателя открылось второе дыхание, темп набора оборотов резко возрос, и стрелка моментально зашкалила за 7000! Признаться честно, после этого о езде "на моменте" я и не вспоминал - хотелось с каждым переключением снова и снова вызывать этот маленький взрыв под капотом и не давать оборотам падать ниже заветной отметки.
Секрет такой неожиданной резвости оказался скрыт под капотом. Штатная система впуска двигателя заменена на спортивный ресивер большого объема, обеспечивающий мотору свободное "дыхание" на высоких оборотах. Свой вклад в потрясающие способности двигателя внесли оригинальные распределительные валы, которые, по словам владельца, удивили даже торгмашевских инженеров, тестировавших автомобиль на мощностном стенде.
Позже, при замерах динамики выяснилось, что мотор позволяет автомобилю достичь 100 км/ч менее чем за 10 секунд, а максимальная скорость переваливает за отметку 190 км/ч. Результат мог бы быть и выше, если бы не пятая передача. Передаточные числа в коробке подобраны таким образом, что при интенсивном разгоне с быстрыми переключениями обороты двигателя держатся в зоне, близкой к максимальной мощности. А при переключении на пятую, которая явно подбиралась для экономичного режима езды, мотор "садится" и уже не может выдать своего максимума.
Владельцу автомобиля приходится много ездить по стране, зачастую по дорогам с плохим покрытием, поэтому он не решился установить низкопрофильную 15-дюймовую резину. Все бы ничего, но из-за 14-дюймовых колес пришлось оставить штатные передние тормоза. И хотя при обычной езде, благодаря "торгмашевскому" вакуумнику, они очень удобны, при экстренном торможении машина пасует. И дело не только в большом тормозном пути. Это следствие извечной болезни тюнинговых автомобилей - плохого распределения тормозных сил по колесам, в результате которого одно из них рано блокируется. Хуже то, что уже после пары экстренных остановок тормоза "плывут". И хотя водитель не замечает изменений в поведении автомобиля, прибор бесстрастно фиксирует увеличение и без того немалого тормозного пути.
Бросив основные силы на улучшение динамики, владелец ограничился минимальными доработками подвески. Амортизаторы производства фирмы Торгмаш, укороченные там же пружины, задний стабилизатор да жесткие сайлентблоки передних растяжек - набор для тюнинга минимальный. Автомобиль получился комфортным, подвеска легко глотает и ямы, и стыки асфальта, и пологие волны. Кроме того, эта "двенадцатая" может похвастать еще одной, довольно редкой доработкой: спортивным рулевым механизмом с "короткой" рейкой (менее 3 оборотов от упора до упора), дополнительно укрепленным к кузову. Неожиданностью стало то, что руль при этом остался довольно легким, но, правда, и чувствительность в околонулевой зоне улучшилась не намного.
Поведение автомобиля можно назвать типично тольяттинским. Улицы в Автограде широкие и прямые, расстояния, которые приходится преодолевать водителям по городу и области, - как правило, большие, и главным критерием эффективности тюнинга является то, как машина ведет себя на трассе. Не секрет ведь, что тестовый участок, который обычно используется для оценки управляемости, - это отрезок так называемой Куйбышевской трассы: от города до аэропорта Курумоч...
Итак, на высокой скорости автомобиль действительно великолепно держит прямую. Здесь низкая чувствительность руля оказывается плюсом, освобождающим водителя от необходимости прецизионной работы при перестроениях. В быстрых поворотах машина тоже ведет себя уверенно, к тому же слабо реагируя на неровности. Хуже, когда на траектории встречается пологая волна. Сравнительно мягкая подвеска дает машине качнуться, усилие на руле на мгновенье ослабевает, и если в этот момент происходит непроизвольный доворот руля, автомобиль довольно резко смещается внутрь поворота. Очевидно, это связано с применением самоблокирующегося дифференциала, который как бы "затягивает" машину в поворот. Плюс, однако заключается в том, что о наличии "блокировки" можно догадаться только в подобной ситуации - при разгоне свойственные ей рывки на руле отсутствуют.
По-тольяттински (или следует сказать "по торгмашевски"? Ведь то, что подвеска настраивалась именно там, становится ясно сразу) машина ведет себя и в крутых поворотах. В них "двенадцатая" заходит неохотно, сильно кренится и соскальзывает наружу передней осью. Правда, тут на помощь приходит блокировка. Стоит добавить газа - и ведущие колеса "затягивают" передок автомобиля обратно на траекторию. Главное - следить за положением руля, поскольку в скольжении усилие на нем падает практически до нуля, и, увлекшись, можно перекрутить руль, вызвав тем самым рывок автомобиля внутрь поворота при восстановлении сцепления колес с дорогой.
Что ж, назвать управляемость автомобиля идеальной нельзя. Впрочем, для владельца это не главное. Ему намного важнее быстрый старт и уверенное движение с высокой скоростью. Машина полностью удовлетворяет запросам своего хозяина, и с этой точки зрения ее нельзя не признать примером удачного тюнинга. Так что тольяттинцам есть, чем гордиться. Кроме того, обратите внимание, что при таком "заряде" автомобиль получился дешевле своих московских собратьев. И "дешево" в данном случае вовсе не означает "плохо". Хотя бы потому, что этот великолепный мотор пробежал уже более 70 тысяч километров без серьезных поломок.
Так имеет ли смысл делать тюнинг своего автомобиля в Тольятти? Очевидно, для тех, кто живет восточнее Москвы, ответ будет положительным. А москвичам стоит взвесить все "за" и "против". Во-первых, такие двигатели даже в Тольятти делают вовсе не на каждом углу: мастеров, способных построить удачный мотор, - единицы. Во-вторых, как бы хорошо ни была доработана машина, она все равно будет требовать ремонта, а ездить на техобслуживание за тысячу верст, согласитесь, накладно. Все как в старинной пословице: "За морем телушка - полушка, да перевоз - рубль".