„Горбатый запорожец", легендарный ЗАЗ-965! Невероятное творение отечественного автопрома; герой анекдотов, не уступающий в популярности Вовочке и Василию Ивановичу с Петькой, "пощечина грузину" и один из символов советской эпохи наряду с духами „Красная Москва", ледоколом „Ленин" и конфетами „Мишка на севере". Кто постарше, те помнят это милое „недоразумение с мотором". И вот, представьте, его, оказывается, тоже можно тюнить! И практически сделать из него зверя!
Идея создать из бяки „конфетку" будоражила пытливые умы братьев Максима и Виталия Ерышовых довольно давно. Вот только подходящее авто никак не подворачивалось, а тюнингом отечественных "зубил" нынче ну разве что только ленивый не занимается. Результатом столь занимательных размышлений стал вот этот ЗАЗ-965, в миру -"горбатый"!
К воплощению задумки подошли со всей серьезностью и для начала как истинные художники сделали несколько набросков дизайна будущего суперкара на бумаге. Для полной уверенности в правильности собственного выбора утвержденный проект нарисовали еще и в ЗD-графике. "Конфетка" получилась знатная, и теперь дело было за малым: найти подходящий "исходный материал".
Стройными рядами проходили перед глазами "горбатые" различной степени убитости, пока, наконец, не нашелся более менее приличный экземпляр 1969 (!) года выпуска с пробегом чуть меньше 100 000 км и, на удивление, с целым и практически не гнилым кузовом. За все удовольствие - 7000 рублей. За такую символическую сумму машина получила новую прописку, а Виталий и Максим - развлечение на несколько ближайших месяцев...
Работа закипела.
Первым делом авто наградили заказными ступицами и барабанами под "восьмые" диски. Следующим номером программы была подвеска. Заднюю оставили, как есть, только пружины заменили на более жесткие, "нивские", но обрезанные на два витка. А вот вперед поставили подвеску от ЗАЗ-968, опять-таки из соображений увеличения жесткости. В тормоза решили без лишней надобности не лазить, но барабаны заменили на другие, с более эффективным охлаждением. Серьезные изменения постигли и содержимое подкапотного... эээ, пардон, "подбагажникового" пространства.
В руках братьев "горбатый" обзавелся облегченными шатунами, расточенными впускным и выпускным коллекторами, "восьмерочными" насосом и карбюратором с prosport'oвским "нулевиком". Обновленный "зазик" тут же приобрел и рейсерские замашки по части расхода топлива, хотя до какого-нибудь там "Субурбана" ему все равно, как до Находки пешком.
Зато и "мощей" прибавилось! Еще одно, можно сказать, ноу-хау от братьев - "отопительно-выхлопная" система: глушитель, выполняющий одновременно и функцию печки. Каким образом? "фишка" в том, что в банке глушителя стоит герметичная от выхлопных газов трубка с воздухом, и когда двигатель работает, выхлопные газы нагревают эту самую трубку, а уже из нее воздух с помощью принудительного наддува попадает в салон.
После увеличения шкива движок практически перестал греться, зато генератор стал вырабатывать около 16 В - хоть все авто по периметру лампочками обвешивай! Ну и, наконец, самая заметная часть тюнинга - внешность. Можно было, конечно, уделать этот "зазик", как бог черепаху, но Виталий и Максим хотели прежде всего сохранить дух "горбатого".
Начали с расширения колесных арок под широкую резину и, в итоге, переобули "Запор" в "Continental" размером 195/60/R14 на slik'oвских дисках. Потом настало время "ушей". Легендарный объект всенародных насмешек решили максимально видоизменить, и в конце концов присобачили воздухозаборники на крышу. Получилось а) эксклюзивно, б) практично, поскольку в полутора метрах от земли воздух все-таки чище. Для выхода же горячего воздуха из моторного отсека в крышке... ладно, пусть будет капота - проделали большое круглое отверстие.
Без антикрыльев нынче никуда, поэтому "зазик" обзавелся очень даже симпатичным "десяточным" "полотенцесушителем", впрочем, вполне скромным по размерам и дизайну. А также совершенно "джиповским" "кенгурятником" и боковыми дугами, которые братья подумывают в дальнейшем заменить на пластиковый обвес по кругу. С интерьером все было немного проще: "восьмые" сиденья, спортивный руль и несколько дополнительных датчиков (давления масла, напряжения в бортовой сети, уровня топлива и температуры двигателя) -это из "крупняка".
По мелочи - красная кожа на потолок, темно-красный ковролин на пол, замена обшивки дверей и перфорированные педали. Из изысков - электронное зажигание плюс ручка КПП от Моmо. Ну и на что теперь смахивает один из главных героев анекдотов советского периода? На свой антипод, скорее всего - на джип. Из него, по определению, должны вылезать пять-шесть крепких мужиков с золотыми цепями и ручищами-кувалдами: "Нуты, пацан, попал!" (Впрочем, это тоже уже штамп, относящийся, скорее, к началу 90-х; водители и пассажиры внедорожников давно выглядят иначе...) Суть не в этом.
Просто на ярком примере братьев Ерышовых мы еще раз убеждаемся, что если в котелке постоянно пульсирует креативная мысль, а руки растут из того места, из которого и должны, тюнингу можно подвергнуть практически любую движущуюся субстанцию. Хоть "горбатый", хоть колесницу Александра Македонского, если, конечно, кто-нибудь умудрится отыскать ее в России начала 21-го века..
Журнал "ФОРСАЖ" Февраль, 2005г.